Романская архитектура Италии

Церкви Сант Амброджо в Милане, Пармский соборный комплекс, Пизанский соборный комплекс, Сан Миниато аль Монте и Баптистерий во Флоренции, двор Сан Паоло Фуори ле Мура в Риме, Сан Марко в Венеции, Санта Фоска в Торчелло, Св.Николая в Бари, Сан Джованни дельи Эремити и Сан Катальдо в Палермо, собор в Монреале, собор в Чефалу.

В южной Италии вскоре после крушения Римской империи воцариласись остготы, зате византийцы и лангобарды. Византийцы продержались здесь значительно длоьше, чем на севере страны; в частности, в Апулии.

Ведущим видом искусства в южной Италии, как и повсюду в эпоху средневековья, была архитектура. Один из первых памятников норманского периода, храм Сан Джованни дельи Эремитив Палермо, заложенный в 1132 г. то есть спустя всего лишь два года после утверждения Сицилийского королевства. Общая структура сооружения на редкость проста. План имеет Т-образную форму, единственный продольный неф фактически состоит из двух квадратов, разделенных между собой стрельчатой аркой, которая переброшена мжду двумя устроями, выступающими из массива стены. Оба квадрата перекрыты куполами, видимым снаружи. Южная и средня секции трансепта также имеют купольные покрытия. Куполом увенчана и башня, раположенная с северной стороны церкви. Организация внутреннего пространства, таким образом находит внешнее выражение не столько с структуре фасада, сколько в Т0образной пятикупольной копозиции, весьма оригинальной для зодчества той поры.

Архитектурный облик здания говорит о то, что строителям этой церкви была знакома и византийская ногокупольная система, и суровая мощь романских сооружений, и присущее зочеству Арабского востока четкое и ясное сочетание простых геометрических объемов, но все эи столь различные принцип они сумели слить в единое художесвтенное целое, создав чрезвычайно своеобразный памятник. При взшляде на церковь снаруже обращает внимание скупость членений и полное отсутсвтие элементов архитектрного декора. Лишенные барабанов купола сливаются с приземстым телом храма. Маленькие отверстия окон лишь подчеркивают толщину стен, позволяя еще острее почувствовать статичность каменного массива.

В церкви Сан Джованни дельи Эремити, таким образом, как в фокусе, объединились самые различные стилевые тенцеднции, и уже одно это сооружение может служитьс видетельством сложности и многообразия художественные принципы нашли свое отражение и в других памятниках , напрмер, в церкви Сан Катальдо в Палермо.

Обе тенденции южноитальянской архитектуры – суровой мощи и праздничного великолепися – сочетает собор в Монреале, выстроенныей в к. 12 – начале 13 . его западный фасад фланкируют две мощные башни. Этот мотив заимствован из романской архитектуры заальпийских стран. Однако башни собора в Монреале превосходят свои прототипы грузностью, тяжеловесность, суровым лаконизмом форм.

Совершенно иначе выглядит восточный фасад собора, архитектурные формы которого украшены богатым декором. Накладные стрельчатые арочки, переплетаясь друг с другом, образуют прихотливый орнаметральный ухор. Ритмическая дробность форм способствует достижению декоратично-зрелищного эффекта. Стрельчатые арки со стропильными перекрытиями. Два яруса, богатая роспись. Среднего размера окна.

С юга к собору примыкает клуатр некогда существовавшего бенедиктинского монастыря. Странный портик на западном фасаде. Высоченный, отличающийся по цвету.

Главным памятником венецианской средневековой архитектуры является Сан Марко. О постройке 11 в. в настоящее время можно судить только по интерьеру. Последний довольно близок к интерьеру храма Апостолов в Константинополе, но не является его точным повторением. Собор св. Марка имеет в плане форму равноконечного греческого креста с четырьмя куполами на концах и одним, более высоким, посредине. В свою очередь каждый из куполов образует центра крестовокупольной группы. Последняя, таким образом, вполне уравновешенная и стройная система куполов. В соборе св. Марка купола раздвинуты шире, чем в церкви Апостолов; как продольная, так и поперечная ветви креста имеют боковые нефы; хоры отсутствуют. Интерьер храма отличается больше пространственностью, нежели интерьеры византийских церковных построек того времени. Богатая отделка разноцветными сортами мрамора и драгоценные мозаики на золотом фоне придают облику собора необычайное великолепие. В скульптурном убранстве храма особого внимания заслуживают насыщенные реалистическими мотивами композиции с аллегорическими образами искусств и ремесел. Преемственная связь ломбардской школы с сооружениями раннехристианской поры особенно заметна в миланской церкви Сант Амброджо, созданной в 10-12 вв. Строители Сант Амброджо не только сохраняют базиликальный план, но и, следуя традиции раннехристианского зодчества возводят перед западным фасадом обширный атрий. Заимствуя старую схему, миланские архитектуры обнаруживают глубокое понимание ее художественного духа. Фасад фактические превращен в двухъярусную лоджию, составленную из больших ритмически-плавных арок полуциркульной формы. Тонкие лопатки равномерно расчленяют стену, их тяготение вверх уравновешивается двумя полосками аркатурного пояса. Если внешний вид церкви Сант Амброджо напоминает об архитектуре прошлого, то ее интерьер предвосхищает дальнейшие искания европейского зодчества. В этом раннем сооружении романской эпохи применяются высоки крестовые своды, укрепленные нервюрами. Как известно именно это нововведение приближало романский свод к готической каркасной системе. Усложненные объемы арок во внутреннем интерьере.

Элементы светскости, тенденция к гармоническому образу, присущие всему ломбардскому зодчеству, отчетливо выступают в ансамбле пармской соборной площади, созданном во второй половине 12 в. и включающем собор, кампанилу и баптистерий. Фасады становятся более плоскими, графическое начало приходит на смену пластическому. Стремясь к гармонической честности, создатели членят фасады на ярусы. По контрасту с глухим основанием верхний ярус собора с его арочкам и тонкими колонками выглядит изящным и праздничным. В соборе – широкий средний неф, крестовые своды, трансепт имеет четыре апсиды. Два яруса в хоре и трансепте. В центральном нефе три яруса. Нервюры на крестовых сводах. На средокрестии – башня.

Оригинален по формам известный пизанский ансамбль,в которых входят собор, кампанила (падающая башня) и баптистерий. Строительство собора было начато в 1063 гю и закончено в 118.

Аркады на парских фасадах отчасти воспринимались еще как декоратичные вставки в массивную романскую плоскость; в пизанских же постройках аркада становитсмя основной архитектурной темой, определяющей организацию фасада. Так, из пяти ярусов, на которые расчленен западный фасад собора, четыре яруса занимает аркатурная галлерея, а круглая кампанила окружена шестиярусной аркадой, опирающейся на тонкие изяшные колоки. В результате характерная романская массивность в этих фасада совершенно исчезает и сами по себе весьма внушительные по размерам сооружения пизанского соборного комплекса производят впечатление легкости и особой праздничности. Внутри монументальное здание пизанского собора разделено рядами …