Строгий классицизм Московской школы

В условиях сложившейся планировки центра Москвы, в пе­риод строгого классицизма композиции дворцовых зданий час­то менялись в соответствии с регламентирующими требования­ми и значением места, отведенного под строительство.

Работая над частными заказами, Баженов, широко использу­ющий прием трехчастной композиции в постройках Москвы, часто отказывался от курдонера и спрямлял линию главного фасада, следуя регулярным градостроительным правилам. Наряду с этим московскими архитекторами использовались и более сво­бодные по группировкам объемы, которые нередко живописно

сочетались с древними градостроительными доминантами. Синтез регулярного с живописным старым - один из ведущих принципов формирования зданий и ансамблей Москвы и других старинных городов России.

В 1784-1786 гг. Баженовым было создано замечательное зда­ние Москвы XVIII века -

Усадьба Пашкова

Здание возвышается напротив Кремля. Главный объем здания и флигели расположены строго по красной линии улицы, а пара­дный подъезд устроен с противоположной стороны (рис. 120). Это пример трехчастной дворцовой композиции, организующей уча­сток Моховой улицы у ее поворота к Калининскому мосту.

Главный центрический объем здания, обработанный с четырех сторон пилястрами композитного ордера, целостностью и яснос­тью своих форм отвечает Кремлевским постройкам и связан ком­позиционно с другими, окружавшими его древними зданиями. Над центральным объемом сооружен бельведер круглой формы, карниз которого поддерживается парными колоннами. До пожара 1812 г. бельведер имел более легкие формы, чем сейчас.

В Москве Баженов построил еще много жилых домов, уса­деб и храмов, среди которых наиболее значительными являют-

Строгий классицизм Московской школы - №1 - открытая онлайн библиотека

ся колокольня и трапезная церкви Всех Скорбящих Радости (1780-е гг.) на Б. Ордынке и дом Юшкова на улице Кирова в Мос­кве, Инженерный замок и павильон Инженерного замка в Пе­тербурге (1797-1800 гг.).

В.И. Баженов умер в 1799 г., не воплотив в жизнь очень многих своих гениальных замыслов.

Другим гениальным зодчим этого времени являлся ближай­ший соратник В.И. Баженова - М.Ф.Казаков.