Стиль рококо в истории искусства

Рококо – рокайль (от фр.-украшение из раковин), т.к. стилизованная раковина стала одним из излюбленных мотивов в декоративном убранстве этого стиля. Другое название – «галантный стиль» или «стиль Людовика 15». 18 в. – галантный век любви, эпоха обожания женщин, поэтому именно в стиле рококо в полной мере выражались «галантный дух» аристократической эпохи с его утонченностью, изысканностью и чувственностью.

Маскарадная театральность человеческого бытия 18 в. сочеталась со стремлением к интимности и покою. Р. – преимущественно светский стиль, ему присуще фривольность и гедонистичность (культ наслаждений и чувственных ощущений). Р. Культивировал изысканность, утонченность чувств, прихотливость, элегантность.

Для искусства Р. характерны: камерность, орнаментальность, тяготение к любовным сюжетам, преобладание жанра пасторали, волшебной фиерии, лирической миниатюры.

Наибольшие достижения стиля Р. в декоре убранства интерьера (мебель, фарфор, панно…) : ассиметричность, отсутствие прямых углов, хрупкость, пуфы на тонких изогнутых ножках.

В скульптуре – модны фарфоровые фигурки, которым характерны декоративность, миниатюрность, прихотливость выразительной детализации: Этьен Фальконе «Весна», «Зима» и др.

Живопись Р : просветленность палитры, нежные и нарядные цветовые сочетания, прихотливая легкость рисунка, порхающие движения. В живописи Р. все облегченное и воздушное, ощущение невесомости, облака розовые, голубые, клубящиеся. Живопись Р. лишена торжественности, ее характеризуют камерность и лиризм. Герои Р. – не герои стремящиеся к подвигу, они руководствуются только собственными желаниями и настроениями.

Основоположником живописи Р. является Антуан Ватто, искусство которого – сплав бытового, декоративного, театрального в интимных лирических фантазиях. Его влекло к декоративной живописи и театру. Самые поэтические произведения Ватто – «Галантные празднества», тема, навеянная романами того времени («История кавалера Де Грие и Манон Леско» Антуана Прево) – «Праздник любви», «Общество в парке». Персонажам Ватто не свойственны проявление бурных чувств, его герои движутся в медленном темпе, с едва заметными полуулыбками, взглядами; художник подмечает внутреннюю грацию, изображает тихие беседы, объяснения, прогулки, танцы. Колорит картин легкий, зыбкий. Светлые, полупрозрачные краски. Жизнь – игра, театр, сон, а искусство – реальность сна, царство мечты, уход от действительности, от переживаний – эти ноты звучат в искусстве Р.

Франсуа Буше – красота колорита в золотистых, розовых голубых тонах («Венера, испрашивающая доспехи для Энея», «Геркулес и Олефала» Его пейзажи – это окрестности Парижа («Пейзаж в окрестностях Бове») – декоративность, тщательность рисунка, хрупкие фигурки, «ковровый» принцип композиции, где фигуры расположены на фоне густой зелени, веселы пестрые краски.

Жан Оноре Фрагонар: чувственные, гедонистические картины – апофеоз жизни, радости, наслаждения. Люди на его картинах воздушные, эфемерные. («Поцелуй украдкой», «Счастливые возможности качелей» и др.), живопись виртуозная, изящная, изысканная, со световыми эффектами.