Стиль классицизма в истории искусства

Стиль (устойчивое единство образной системы, выразительных средств искусства) классицизма (от лат. «образцовый») сложился во Франции в 17 в. вместе с укреплением французского абсолютизма (правление Людовика 14) и развивался до сер. 19 в.

Высшей нормой и идеальным образцом для него служит античное искусство, а также традиции искусства Высокого Возрождения.

Главными принципами классицизма являются ясность, упорядоченность, логическая последовательность, стройность и гармония. Искусство К. отражало идеи гармонического устройства общества, основанного на вечных законах разума, признавая осознания долга главной добродетелью гражданина. К. воспевал возвышенное и героическое чувство, отстаивал согласие искусства с природой. Герой – мужественный, сюжет – ясный, четкий. В произведениях К. действовало правило трех единств: места, времени и действия (ввели в театре Корнель и Расин). Были созданы Академии: в 1648 г. – Королевская Академия живописи и скульптуры, в 1671 – Королевская Академия архитектуры. Все произведения искусства К. делились на: высокие – эпопея, трагедия, ода, библейский, мифологический; низкие – сатира, басня, комедия, портер, пейзаж.

Примером классической архитектуры является Версальский дворец, созданный Ардуэном Мансаром (архитектор), Шарлем Лебреном (живописей- декоратор внутренних интерьеров) и Андре Ленотром (основоположником регулярного французского парка): четкое членение фасада, рустовка цокольного этажа, расчленение пилястрами 2-го этажа, полуциркулярные проемы окон, разбитые сеткой, на крыше статуи богов.

Основоположником К. в живописи является французский художник Николя Пуссен: в центре его творчества картины идеального бытия – самоотверженные подвиги героев, веселье нимф, аркадские пастухи. В классической живописи никогда не пишут некрасивого, обыденного. Главное – логика, ясность, равновесие в построении композиции, в расстановке фигур. В колорите картин господствует сдержанная, уравновешенная гамма холодных и теплых тонов, сочетание разума и чувственности (картины Пуссена «Царство Флоры», «Венера и Адонис», «Аркадские пастухи» и др.).

Клод Лоррен – основоположник классического пейзажа: пейзаж-сочинение, имеющий обязательно архитектурные планы (здания, руины) или деревья – естественные «кулисы», создающие впечатление «декораций», среди которых разыгрывается мизансцена и этом «театральность»пейзажной концепции Лоррена: создается образ природы идеально-прекрасной, очищенной от всего случайного, некая греза о «Золотом веке». Излюбленные мотивы Лоррена – зарождение или угасания дня, когда природа обращается к солнцу. Небо всегда доминирует, занимает большую площадь холста. Низкий горизонт придает черты монументальности. Основной световой акцент у линии горизонта создает бесконечную глубину, рельефность на периферии, растворяясь к центру. Солнце представляется животворящим источником («Пейзаж с Энеем в Делосе», «Отплытие царицы Савской»)..

Гражданский классицизм Франции 18 в. связан с общественно-историческими реалиями и отражал антифеодальные, революционные идеи эпохи (Великая французская революция 1789-1793 гг) Творчество Жак-Луи Давида: обращение к Античности в поисках героических примеров патриотизма и борьбы с тиранией. Он призывал зрителей к служению народу и к подвигам, подобным тем, которые совершали во имя народа республиканцы Древней Греции и Рима. Свое художественное кредо он выразил в картине «Клятва Горациев», в которой иллюстрировал тезис «Победа гражданского долга над личным чувством» (противопоставление фигур братьев и отца в центре картины женским образам матери и сестер), картина периода Республики «Смерть Марата», в которой нашли отражение историческое события революции и тема гражданского долга.

Неоклассицизм Франции первой половины 18 в. представлен творчеством Жана Огюста Доминика Энгра: преклонение перед искусством Высокого Возрождения (Рафаэлем) в соединение со стремлением к максимальной естественности, одуховоренной психологизмом, передаче настроения персонажей («Портрет Мудмуазель Ривьер», «Портрет мадам Муантессье» и др.). Утонченный психологизм, обращение к восточным мотивам («Турецкая баня», «Большая купальщица или «Одолистка») привели к тому, что Энгр считается как последователем классической, так и романтической школы. Подобная двойственность была свойственная поколению начала 19 в., к которому принадлежал и Энгр.

Классицизм в русском искусстве зарождается в сер. 18 в. (в 1757 г. основана Академия трех знатнейших художеств): подражание Рафаэлю, «возврат к Античности», высокий жанры. К. нашел свое отражение в архитектуре Москвы 18 в.: В.И. Баженов – дом Пашкова (характерная особенность – строгая симметрия, рустовка цокольного этажа, бельведер), М.Ф. Казаков – здание МГУ, здание Сената в Московском Кремле, представляющее собой равносторонний треугольник, с ротондой в вершине); Григорьев и Жилярди – городские особняки в Москве.

Архитектура России первой половины 19 в. представлена поздним периодом К., получившим название «Ампир» (фр.»империя»): ориентирована на архитектуру греческой архаики и имперского Рима, черпая мотивы воплощения величественной мощи:

- монументальность, массивность портиков с дорическими и ионическими ордерами;

- военная эмблематика в архитектурных деталях и декоре (военные доспехи, лавровые венки, орлы и т.п.);

- элементы древнеегипетской архитектуры (массивные геометрические объемы, египетский орнамент, сфинксы)

Примеры: Воронихин «Казанский собор», К. Росси «Арка Гештаба», Захаров «Адмиралтейство», Тома де Томон «Биржа» на Васильевском о-ве, О. Моонферан «Исаакиевский собор» в Санкт Петербурге; О.И. Бове – Большой театр, здание Манежа, Триумфальные ворота у Нарвской заставы в Москве.

Выразителем К. в живописи был Антон Павлович Лосенко («Прощание Гектора с Андромахой», «Владимир перед Рогнедой»): академические черты композиций, но сюжеты не только из античной истории, но и русской национальной истории (в этом отличительная черта русского классицизма в живописи), в чем устанавливается ее равноправие с прославленной историей античного мира. Кроме того, несмотря на несколько театрально-условный характер картин, в них переданы взволнованность главных персонажей, что показано сильными движениями, напряженностью и динамизмом форм.

В скульптуре в духе К. работал Ф.И. Шубин, создавший портреты-бюсты А.М. Голицына, М.Р. Патаниной, М.В. Ломоносова и др., в которых всегда находил своеобразную композицию, идущую не от внешних приемов, а от внутреннего мира модели, т.е. интерес к личности. Образом К. является и памятник Петру 1 в Петербурге Этьена Мориса Фальконе: памятник – образ целой эпохи, героического человека и народа-героя, образ родины, ее мощи, ее славы, великого исторического призвания.

Черты К. присущи творчеству Александра Иванова («Приам испрашивает тело Гектора», «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением», «Явление Христа народу»): уравновешенная композиция, четкое распределение фигур и предметов по планам, контурный рисунок и локальные цвета, но вместе с тем, стремление к эмоциональной выразительности в трактовке евангельских или мифологических сюжетов.