Стиль барокко в истории искусства

Стиль (устойчивое единство образной системы, выразительных средств искусства) барокко (причудливый, странный) возник в Италии в сер. 16 в. (до сер.18 в.) и утвердился в эпоху интенсивного становления наций и национальных государств, главным образом абсолютистских монархий). Он призван был прославлять и пропагандировать их могущество, а также могущество католической церкви.

Характерные черты Б.: динамичность образов, напряженность, яркость, контрастность света и тени, крупные объемы, стремление к величию, парадности и пышности, к синтезу искусств, сочетание реальности и иллюзии, мистицизм, повышенная эмоциональность и чувственность. Б. – это большой стиль, время оперы, кантаты, оратории, театральных церемоний, длинных титулов, аллегорий и метафор.

В архитектуре: грандиозность размеров и массивность, обилие декора, кривые линии, завитки-волюты, вместо прямых линий и спокойных поверхностей – выступы, все динамично, полно игры света и тени. Начало Б. – церковь Иль Джезу в Риме (арх. Виньола и Джакомо дела Порто): еще сохраняется членение фасада и фронтон как в период Ренессанса, но выпуклости пилястр, оконных ниш стали более выпуклыми, выступающими, создавая игру теней, поверхность фасада как бы вибрирует, волюты соединяют оба яруса. Впечатление перетекаемости, волнистости создает динамичность. Наиболее видным архитектором итальянского Б. был Франческо Борромини (церковь Сан-Карло алле Куатро Фонтане (церковь Святого Карла у четырех фонтанов): фасад как импозантная ширма перед зданием с криволинейными очертаниями; элементы декора – фигуры ангелов, поддерживающие овал с изображением герба, углы здания срезаны, а возле них расположены 4 скульптурные группы с фонтанами.

Архитектура Б. любила массивные водяные каскады, расходящиеся подобно шлейфу – фонтан Треви (Трех улиц) в Риме (авт. Никола Сальви): струи размещены на нагроможденных скалистых выступах и стекают вниз. Скульптура Нептуна располагается на колеснице в форме раковины, запряженной морскими конями и 2 тритонами, на фоне фасада дворца Поли, где на фронтоне изображены древнеримский император Август и полководец Агриппа. Кроме этого фонтана в Риме в этот период было воздвигнуто еще несколько: «Фонтан 4-х рек», «Мавр», «Нептун»

Самым известным архитектором, скульптором и художником эпохи Б. был Лоренцо Бернини : площадь у собора Св. Петра в Ватикане – колоннада с 284 статуями святых, выполненными Бернини, колоссальный бронзовый балдахин работы Бернини над гробницей Св. Петра.

Архитектура барокко России

- Петербургское барокко начала 18 в. (привнесение светской западной традиции в русскую архитектуру) – строительство СПб (1703 г) арх. Доминико Трезини: Летний дворец Петра 1, Петропавловский собор - в основе тип западноевропейского храма с «зальным» пространством, колокольня расчленена на ярусы-этажи, как в западной архитектуре ратушные башни.

Русское барокко сер. и 2-й пол. 18 в. самобытно: в нем нет религиозной экзальтированности, характерной для западного барокко, ярко выраженный светский характер, с присущей ему мажорностью и нарядностью, живописностью силуэтов фасадов зданий, богатством и многоцветием форм архитектурного убранства. Наибольшего расцвета архитектура русского барокко сер. 18 в. достигла в дворцовой архитектуре СПб (Зимний Дворец) и загородных ансамблях Петергофа, Царского Села – арх. В.В.. Растрелли, а также в оформлении набережных – ограда Летнего сада (1773-1786) – авт. Ю.М. Фельтен: 36 монументальных колонн-монолитов из гранита, украшенных ритмично чередующимися вазами и урнами, соединенные чугунными звеньями с позолоченными деталями.

Изобразительное искусство Б. строилось на идеальных и чувственных началах. Человек в искусстве Б. предстает многоплановой личностью со сложным внутренним миром. Поэтому изо Б. присущи пышность и динамика, патетическая приподнятость чувств, пристрастие к эффектным зрелищам, совмещение иллюзорного и реального, сильные контрасты масштабов, света и тени.

В монументальной скульптуре Б. Лоренцо Бернини в наиболее яркой форме воплотились характерные черты стиля: идеи торжества мистического, иррационального начала над началом реальным, земным, рассчитанные на потрясения зрителя, эсктатическая выразительность образов, бурная динамика форм. Скульптура Б. тесно связана с архитектурой и ее идейными художественными задачами, украшая интерьеры фасадов и интерьеров храмов, дворцов, вилл, в садово-парковых ансамблях. Жизнерадостный, гармонический идеал эпохи Возрождения сменяется в барочной скульптуре конфликтным раскрытием человеческого образа, стремлением его к повышенной эмоциональности. Подобно архитектуре, произведения барочной скульптуры отличаются богатством пространственного разворота и рассчитаны на множество точек зрения, хотя и связаны с ней, а потому теряют свою самостоятельность. Материал – мрамор, позволяющий передавать тончайшие живописны эффекты – «Экстаз Св. Терезы» Бернини: сочетание белого и цветного мрамора в нише, фигуры Ангела и Терезы кажутся невесомыми на облаках, складки ее одежды динамичны; солнечный поток света золотых лучей – небесная божественная слава. Скульптура уподобилась живописи.

Живопись барокко представлена прежде всего творчество Питера Пауля Рубенса (Фландрия): заложил основы фламандского искусства, опираясь на итальянское. Он переработал впечатление от итальянского искусства барокко в духе национальных художественных традиций с его «мужицким» началом, привнеся в искусство барокко простовато-грубоватую чувственность, любование натуральным здоровьем и силой. Его искусство – это апофеоз плоти: «Воздвижение Креста» (1611): напряженная схватка людей с тяжелым крестом, который они с усилием понимают вместе с телом распятого Христа – налицо театральность композиции, драматизм, бурные движения, яркие цветовые эффекты; «Союз Земли и Воды» (1618), «Три грации»(1636), «Вакх» (1640).

В творчестве ученика Рубенса Антониса Ван Дейка нет изображения силы, смеха, крика, мученичества, а только имитация силы, а героев его портретов изящный облик: его портреты Карла 1, Портрет братье лордов Джона и Бернарда Стюартов, в которых выражается кульминация аристократизма и высокомерия, воплощение уверенности в себе и незыблемости своих привилегий.

В Голландии середины 1630-х гг Рембрандт в своем творчестве был близок к общеевропейскому стилю барокко с его театральным пафосом и бурными движениями, соседством натуралистических и декоративных деталей: «Жертвоприношение Авраама», «Флора», «Автопортрет с Саскией на коленях».

В Англии второй пол 18 в. традиции барокко связаны с творчеством Джошуа Рейнолдса: его парадным портретам характерно: эффектность композиции, статуарность поз и жестов, использование пышных аксессуаров и аллегорий: портрет «Миссис Сиддонс в виде музы трагедии», портрет «Полковника Тарлитона», «Амур, развязывающий пояс Венеры» (портрет леди Гамильтон). Однако в портретах раскрываются индивидуальные особенности личности, изображая их в момент наивысшего душевного подъем – в этом сказывается влияние идей просветительского гуманизма, которые распространены в 18 в. в Англии.

В России скульптура барокко связана с именем итальянского скульптора Бартоломео Карло Растрелли: «Петр 1» и «Анна Иоанновна с арапчонком»- основные черты: парадность, пышность, стремление передать фактуру материал, но одновременно правдивость образов и убедительность характеристик (влияние просветительских идей 18 в.) В живописи: работы иностранных художников, приглашенных Петром 1 в Россию – Иоганн Таннауэр – портрет графа Петра Толстого, «Полтавская битва»; а также Луи Каравакк – портреты царской семьи, портер Елизаветы Петровны.