Стилизованное изображение деревьев, деталей рельефа и городского окружения

В начертании этих элементов рисунка нет надобности абсо­лютно точно повторять детали изображаемого объекта; необхо­димо представить себе характер контура предмета, передать ос­новной строй его образа. Именно по этим причинам стилистика изображения деревьев, деталей рельефа и архитектурной за­стройки в архитектурном чертеже обладает особой выразитель­ностью. Следует отображать лишь самые характерные очертания стволов и крон деревьев самые выразительные линии складок ме­стности, самые общие контуры (очертания) силуэта архитектур­ных сооружений.

Умение обозначить простыми средствами суть образа пред­мета, выявить его определяющие признаки, представить и изо­бразить предмет в любых ракурсах и поворотах составляет осно­ву искусства рисунка антуража и стаффажа. Графика антуража и стаффажа не должна читаться самостоятельно, она всегда лишь оттеняет, дополняет изображение архитектуры. Возможные ва­рианты антуража приводятся на рис. 17-19.

При изображении человека следует учитывать общий мас­штаб чертежа, поскольку это влияет на детализацию изображе­ния. “Присутствующие” на чертеже люди должны своей величи­ной и детальностью прорисовки помогать глубинно­пространственному восприятию объекта. Различают изображения людей ближнего, среднего и дальнего планов. Фигуры дальнего плана имеют максимально геометризованные обобщенные кон­туры. Здесь важны пропорции и силуэт. Никакие детали в этом случае не нужны. Люди на среднем плане прорисовываются дос­таточно подробно. В этом случае уже учитываются некоторые крупные детали, движения рук и ног, особенности одежды. На переднем плане изображение человека крупное и тщательно про­работанное. Здесь уже важны подробности прически, детали рук (пальцы, ладони), аксессуары одежды и т.п. Но и в этом случае изображение должно быть строгим и лаконичным. “Архитектур­ные” приемы изображения людей отличаются от “художествен­ных”, поскольку требуют геометрических построений, а не про­стого рисования. В наибольшей степени это проявляется при изо­бражении людей дальнего плана (рис. 20).

Стилизованное изображение деревьев, деталей рельефа и городского окружения - №1 - открытая онлайн библиотека

Рис. 17. Изображение деревьев на фасаде

Стилизованное изображение деревьев, деталей рельефа и городского окружения - №2 - открытая онлайн библиотека

Рис. 18. Пример антуража

Стилизованное изображение деревьев, деталей рельефа и городского окружения - №3 - открытая онлайн библиотека

Рис. 19. Примеры показа материалов Стилизованное изображение деревьев, деталей рельефа и городского окружения - №4 - открытая онлайн библиотека

Рис. 20. Изображение людей дальнего плана

Методика рисования людей среднего и ближнего плана требует использования других приемов (рис. 21).

На рис. 21,а приводится модульная сетка для геометрического построения фигуры взрослого человека. Общая высота взрослой человеческой фигуры делится на 8 частей, верхняя из которых отводится для изображения головы. Это модуль для человеческой фигуры. На рис. 21,6 приводится геометрическая сема человеческой фигуры, а на рис. 21.в, г - ее механическая структура. Для получения достоверного изображения человека необходимо предварительно построить “механическую” позу, а уже ее использовать как каркас для создания “объемного” изображения (рис. 21, д).

Пример стаффажа с автомашинами показан на рис. 22.

Стилизованное изображение деревьев, деталей рельефа и городского окружения - №5 - открытая онлайн библиотека

Рис. 21. Методика рисования человеческой фигуры среднего и переднего планов

Стилизованное изображение деревьев, деталей рельефа и городского окружения - №6 - открытая онлайн библиотека

Рис.22. Пример стаффажа с автомобилями

Лекция 11

Оформление фасада

Оформление плана

Оформление фасада

Композиция рисунка, оформляющего чертеж, должна соот­ветствовать определенным требованиям (рис. 23). На рис. 23. а, б, в, г показаны варианты оформления фасада при условии расположения здания в центре листа. Линия основания здания является линией горизонта.

Отметим следующие преимущества и недостатки вариан­тов размещения:

Вариант А. Элементы антуража и стаффажа расположены выше уровня горизонта. Затруднена зрительная связь с соору­жением, нет информации о масштабе чертежа.

Вариант Б. Элементы антуража и стаффажа расположены ниже линии горизонта.Это допустимо, но их контур зрительно не связан с контуром здания, что не дает целостного восприятия композиции. Кроме того, в данном примере нет информации о масштабе сооружения. Чтобы исправить положение, можно до­рисовать на линии основания здания фигуру человека.

Вариант В. Элементы антуража и стаффажа располагаются на линии горизонта симметрично относительно центральной оси сооружения: композиция смотрится примитивно, неестест­венно, хотя масштаб сооружения и его связь с окружающей сре­дой установлены.

Вариант Г. Лучше всего зрительная связь деталей антуража и стаффажа с сооружением закрепляется, если пересекать их кон туры с абрисом здания (не закрывая при этом фасада и общего абриса сооружения) и располагать несимметрично на линии го­ризонта.Появляется эффект реальной среды.

Важную роль играет расположение объекта на чертежном листе или в отведенном ему поле (рис.24). На рис.24, а, б, в, г по­казаны случаи, когда здание располагается не в центре листа. Такое расположение должно быть обосновано авторским замыс­лом:

Вариант А. При расположении основания фасада в нижней части листа подчеркивается главенствующая роль пространст­ва, что оправдано, например, в горной местности или при не­больших размерах сооружения.

Вариант Б. При расположении основания фасада в верхней части листа подчеркивается возвышенное расположение соору­жения (“на рельефе”).

Вариант В. При расположении основания в центре листа гак, что свободного пространства в нижней части получается больше, чем в верхней, композиция получается невыразитель­ная, но ее можно исправить, деликатно добавив антураж в ниж­ней части листа (уравновесить).

Вариант Г. При расположении линии горизонта на нор­мальном уровне (т.е. чуть ниже центра, чтобы приблизительно совпали центры тяжести объекта и листа), все элементы изобра­жения уравновешены.

Стилизованное изображение деревьев, деталей рельефа и городского окружения - №7 - открытая онлайн библиотека

Рис.23. Композиция архитектурного рисунка

Стилизованное изображение деревьев, деталей рельефа и городского окружения - №8 - открытая онлайн библиотека

Рис. 24 Компоновка объекта на листе

Нельзя перегружать чертеж деталями антуража и стаффажа. Они должны только оттенять архитектурный замысел, не стано­вясь главным элементом черт ежа. Не следует использовать их и в чисто декоративных целях.

Нельзя также располагать деревья и фигуры на оси окна, конька, простенка, главной оси здания, допускать совпадения с ребрами зданий, архитектурными акцентами, располагать людей равномерно, в одной плоскости - упорядоченно (т.е. неестествен­но). Деревья не должны закрывать главную часть изображения - фасад, располагаться сзади сооружения (“расти” из крыши), при­влекать к себе излишнее внимание яркостью и вычурностью. То же касается и элементов стаффажа. Детализация изображения стаффажа и антуража должна соответствовать масштабу основ­ного изображения.

Кроме стаффажа и антуража, для оформления фасада могут использоваться различные технические приемы архитектурной графики (линейная графика, отмывка, коллаж, аппликация и др.). В архитектурных чертежах практически не принято использовать приемы цветной графики, так как она предполагает наличие большого опыта и вкуса и предъявляет серьезные требования к качеству исполнения. Для придания большей рельефности изо­бражению, выявления его тектоники можно использовать показ собственных теней сооружения, но при этом тени обязательно должны строиться, а не рисоваться “на глаз”. Окна здания всегда показываются более темными, чем стены, так как внутри здания темнее, чем снаружи.

Наиболее распространено при оформлении чертежей ис­пользование линейной графики, где главное изобразительное средство - линия. В этом случае нельзя применять заливку по­верхностей, тон имитируется штриховками различной плотности. Если материалы оформляющие фасад, показаны графически, то их изображения не должны покрывать плоскости стен, кровли и т.п. «под сплошную», а должны только намечаться отдельными фрагментами, чтобы не затемнять сам фасад.

Пример оформления фасада приведен на рис. 25.

Оформление плана

Планы зданий достаточно насыщены информацией. Поэтому на плане здания, как правило, не используются никакие декоративные элементы, кроме оформления стен (штриховка, тонирование). На архитектурно-строительных чертежах допускается вообще не использовать штриховку для показа материала стен либо (оказывать материал легким сплошным тоном (но не цветом!) с помощью отмывки или другого приема тоновой графики.

1е следует показывать на плане плиточные или паркетные по­рытая иолов штриховкой, если это не план полов. Иногда план первого этажа совмещается с элементами генерального плана, когда на нем должны быть показаны планировочные элементы дорожки, площадки, водоемы, вспомогательные сооружения, а также элементы благоустройства - зеленые насаждения (расположение которых не обязательно совпадает с показанными на фа- аде сооружения), малые архитектурные формы и другое в соответствии с требованиями к генеральному плану (п. 6Л-6.2).

Стилизованное изображение деревьев, деталей рельефа и городского окружения - №9 - открытая онлайн библиотека

Рис.25. Пример оформления фасада


Лекция 12