Стили и направления xx века

Декоративизм

Конструктивизм

Конструктивизм (1 пол. ХХ века). В основе этого нового движения в европейской архитектуре и художественной промышленности лежала эстетика целесообразности, предполагавшая рациональные, строго утилитарные формы, очищенные от декоративной романтики модерна.

Интерьер

В дизайне интерьера стилю характерны продуманные функциональные решения и строгое следование их требованиям, компактные объемы с четко выявленным каркасом, техническая ясность форм.

Для этого стиля характерно преобладание функционально-конструктивной идеи над художественной и общественного над личным. Конструктивизм предполагает масимально функциональный подход к проектированию интерьера, упраздняет декор и предлагает оперировать простыми геометрическими формами по принципу необходимо и достаточно.

Внутреннее пространство домов освобождалось от перегородок, отрицались старые представления о взаимоотношении внутренних помещений дома. Деление на зоны осуществлялось абстрактным образом чаще всего за счет легких передвижных перегородок, отдельные замкнутые комнаты, коридоры - все это считалось безнадежно устаревшим.

В отличие от интерьеров предыдущей эпохи модерна, напоминающих уютную раковину, дома конструктивистов звали в будущее высоких технологий, машинного производства и футуристических мегаполисов. Школы дизайна, создаваемые в то время учили создавать не отдельные, пусть и гениальные вещи, а конструировать обстановку в целом, создавая весь мир окружающих человека предметов.

Именно этому стилю мы обязаны идеей малогабаритного жилья. .В интерьерах широко используются встроенные ниши, подсветки

Мебель

простые, строгие, удобные формы. Функция, назначение каждого предмета предельно ясны. Никаких буржуазных излишеств. Простота доводится до предела, до такого упрощения, когда вещи – стулья, кровати, шкафы – становятся просто предметами для сна, сидения. После окончания Первой мировой войны конструктивизм в мебели завоёвывает важные позиции, опираясь на авторитет архитекторов, чьи новаторские сооружения служили подчас своими интерьерами для демонстрации мебельных экспериментов.По сравнению с предшествующими стилями, например Барокко и Ампиром, Конструктивизмвыделяется отсутствием лепного декораОсновные черты стиля: рационализм, функциональность, открытый каркас, чистые цвета в контрастном сочетании с черным и белым, простые геометрические формы.

Цветовая гамма: блеск металла, благородный черный, чистый белый и насыщенные простые цвета - красный, желтый, синий.

Функционализм

Функционализм был заложен в 20-30г. немецкой школой дизайна Баухауся. Полное отрицание излишней декоративности. Философия стиля - форма определяется функцией

Дом - это машина для жилья, поэтому интерьер строится по принципу функциональности и основной идеей есть построение непрерывного пространства, состоящего из перетекающих одно в другое помещений. Этому стилю свойственна система встроенных шкафов и стеллажей, мобильная и трансформируемая мебель, минимальное количество обстановки. В современных интерьерах стена–перегородка может быть заменена на функциональный короб, куда выезжает дверь, разделяющая интимную и общественную зоны. Постепенно украшательский подход к утилитарной вещи вытесняется формой, создаваемой на основе конструкции, материала и техники. Особенно яркие примеры – ванные комнаты, совмещенными со спальнями. В общем, в интерьере преобладают чистые и лаконичные формы, большая роль отводится текстурам и фактурам отделочных материалов.

Мебель

Мебель может иметь прямоугольные лаконичные формы или смягченные пропорции, когда кресло в точности повторяет линии спины и рук сидящего. В любом случае эта мебель всегда узнаваема, ее отличают ясные и законченные формы. Функционализму свойственны простые формы, мобильные, многофункциональные вещи: кресло-кровать, диван-кровать, уголок, столик на роликах и т. п. Полное отрицание излишней декоративности. Обивочные материалы (кожа или текстиль) идеально облегают наполнитель, балансируя на грани между мягкостью и упругостью. Чрезмерное подчеркивание утилитарного характера и функции вещей было характерно для некоторых моделей, изготовленных в 30-е годы в Баухаузе (экспериментальной школе-мастерской) для массового фабричного производства.

Минимализм

Минимализм, в крайнем своем выражении, стремится полностью отказаться от использования декоративных средств, считая, что для архитектуры достаточно наличия стен и крыши, а для интерьера - кровати и стола. По большому счету для минималистов не существует интерьера, вернее, лучшим интерьером считается его отсутствие. Отделка - самая примитивная, в лучшем случае краска на стенах и паркетная доска на полу. Обязательное условие - монохромность, графичность, обилие свободного пространства. Допускается присутствие только самой необходимой мебели, и она должна иметь максимально простые контуры. Идеальный вариант - пустая комната, в которой стоят одинокая кровать, или рабочий стол с креслом, или диван с телевизором. Все функциональные элементы, которые не обладают достаточной монолитностью и стерильностью форм, прячутся за перегородками. Единственно допустимые декоративные включения - художественные объекты, размещенные так, чтобы ничто не мешало наслаждаться их созерцанием.

При таком подходе к созданию внутреннего пространства основным инструментом, создающим характер и настроение интерьера, является свет. Естественное освещение в разное время суток и всевозможные виды искусственной подсветки должны быть продуманы до мельчайших подробностей. Ведь именно свет способен оживлять и трансформировать пространство