Собор Святого Петра в Риме

Собор Св. Петра был построен на месте легендарного захо­ронения Петра. Первоначально на этом месте была сооружена небольшая церковь, которую попытались восстановить. Папа Николай V, друг Альберти, заказал Бернардо Росселино проект нового собора. Проектирование и строительство собора прошло 6 этапов ( рис.47):

- 1452-1454 гг. - проект Бернардо Росселино;

- 1505 г. - проект Браманте (а);

Собор Святого Петра в Риме - №1 - открытая онлайн библиотека

- 1514 г. - проект Рафаэля Санти (б);

- 1536 г. - проект Антонио да Сангалло (в);

- 1547 г. - проект Микеланджело (г);

- 1607 г. - Д. Фонтано, К. Модерна.

XLVII В 1452 - 1454 гг. Б.Росселино начал постройку собора. Он заложил хоры и фундаменты поперечного нефа, но постройка прекратилась со смертью папы Николая V.

XLVIII ' В 1505 году папа Юлий II поручил Браманте составить новый проект собора. По проекту Браманте план собора имел вид равноконечного (греческого) креста с полукруглыми апсидами. Над средокрестием Браманте предлагал воздвигнуть грандиоз­ный полусферический купол, барабан которого должен был окружаться колоннадой. Однако в связи со смертью Браманте в 1514 году строительство было прервано.

XLIX Приемником Браманте в строительстве собора становит­ся Рафаэль Санти. Новый проект собора Св. Петра имел в пла­не форму латинского креста. При этом купол отступил на зад­ний план, а главный фасад занял ведущее место в композиции. В восточной части собора сохранена с небольшими отклонени­ями композиция плана Браманте.

L Новый проект был составлен А. да Сангалло в 1536 году. Строительство собора возобновилось и продолжалось до 1546 г.

LI Новая линия развития зодчества, когда появляются черты барокко,получает наиболее яркое выражение в деятельности Микеланджело Буанаротти, руководившего постройкой собора Св. Петра с 1547 года. Микеланджело вернулся к схеме плана Браманте, но придал центральному подкупольному пространству господствующее значение. С этой целью стеснены все боковые помещения и убраны угловые башни. Тяжелые массы столбов

затрудняют восприятие истиной величины огромного нефа 27,5 м, высотой 46,2 м. Высота подкупольного пространства до отвер­стия светового фонаря 123,4 м.

- В 1607 году по настоянию папы Павла V архитекторы Карло Модерна и Доменико Фонтана приступили к созданию продоль­ного нефа храма, который удлинил переднюю ветвь греческого креста плана собора и превратил его в латинский. При этом вос­приятие здания с главного фасада значительно исказилось: со­оружение утратило свой крупный масштаб. Кроме того Д. Фон­тана обработал фасады в стиле барокко, господствующем в Ита­лии, он же ввел в барабан сдвоенные колонны.

В 1667 г. арх. Бернини перед собором создает трапециевид­ную площадь, с колоннадой (рис. 48). Из-за оптической иллю­зии, расстояние до собора и его главный фасад кажутся мень­ше, чем в действительности. Высота колоннады уменьшается по направлению к собору, поэтому создается обратный эффект, который корректирует воздействие предыдущего.

Собор Святого Петра в Риме - №2 - открытая онлайн библиотека

Рис. 48

К колоннаде трапециевидной площади примыкают полукру­жия колоннад со строгими классическими формами. Ее середи­на отмечена высоким обелиском, а на поперечной оси постав­лены два фонтана.

Наблюдается отход от спокойной гармонии Высокого Возрож­дения, оживают готические мотивы, усиливается выразительность форм.

Вновь самое широкое развитие получает культовое строитель­ство. Кроме продолжающейся в это время постройки собора Св. Петра в Риме возводятся новые церкви, коренным образом из­менившие свой облик. Зодчие отказываются от центрического типа культовых зданий и снова возвращаются к базиликальному, во внешнем облике вновь появляется тяга к вертикализму.

Происходит разочарование в способностях человека, в могу­ществе знаний, науки. Существенной чертой нового являются искания повышенной выразительности и «скульптурности» ар­хитектуры. Особенно ярко это сказалось в творчестве великого скульптора и архитектора Микеланджело Буанаротти.

В целом для архитектуры позднего Возрождения характерна борьба двух направлений:

- одно закладывало творческие основы будущего барокко;

- другое, развивавшее линию Высокого Возрождения, гото­вило формирование эпохи классицизма.

Архитекторы выполняют не только заказы городских властей, но, в большинстве случаев заказы князей церкви, монастырей и светских феодалов, возводящих для себя дворцы в Риме и вил­лы за городом. При этом, если в городских дворцах архитекто­ры ищут представительности, а заказчики требуют наибольшей внушительности и величия, то в компоновке вилл стремятся достигнуть иного - привлекательности и радостного облика, наи­лучшего сочетания с природой. Именно поэтому в загородной архитектуре дольше сохраняются традиции Высокого Возрожде­ния, позже появляются черты изменения стиля.

Новая линия развития зодчества в Италии во второй половине XVI века, когда начали появляться черты барокко, получает наи­более яркое выражение в творчестве Микеланджело.

В градостроительстве эпохи Возрождения основными объек­тами разработки становятся проекты «идеальных» городов и их элементы - площади, парки, городские ансамбли. В структуре реальных городов расслоение общества этого времени прояви­лось в хаосе застройки, включающей кварталы бедноты и отдель­ные дворцовые и культовые ансамбли. Буржуазию уже не

удовлетворяли кривые тесные переулки средневековья. Возни­кает идея города центричного типа, отражающего синтез раци­ональных форм римских военных лагерей с концентрическими структурами средневековых городов.

Теоретическую основу социальной структуры идеальных го­родов создали философы-утописты Томас Мор, Томмазо Кам- панелла.

Их «идеальные» города насыщены зеленью, воздухом. Город представляется демократической формацией, но делится на квар­талы по классовой принадлежности, где в центре расположены дворцы знати. Некоторые города были построены: Пальма Ну- ова 1593 г., архитектор Скамоцци, Ливорно, архитектор Сангалло и др. Хотя эти города не сохранились, но их проекты послужи­ли основой созданию городских ансамблей.

В конце XVI века появилось несколько архитекторов - те­оретиков: Джакомо Бороцци да Виньола, Андреа Палладио, Лион Батиста Альберти.

Тесный союз архитектуры с наукой получил отражение в раз­витии научной теории. Открытие в XV веке трактата Витрувия послужило стимулом к написанию ряда теоретических трудов по архитектуре. В трактате широко освещались вопросы архитектур­ной эстетики (пропорции, построение ордеров и т. п.), техни­ческие вопросы строительства, строительных материалов, город­ское строительство и т.д. Много внимания уделялось вопросам функциональной проработки различных типов зданий и соору­жений.

Наиболее известными являлись трактаты Лиона Баттисты Альберти - «10 книг о зодчестве», Джакомо Барроцци да Винь­олы «Правило пяти ордеров архитектуры», Андреа Палладио «4 книги по архитектуре», труды Леонардо да Винчи, трактаты Барбаро и Серино.

Трактат Альберти выделяется своей энциклопедичностью. Наряду с многосторонним анализом опыта градостроительства, строительства самых различных видов зданий и сооружений, автор дает полезные практические сведения и рекомендации в облас­ти функциональной организации, «украшения» зданий, приемов их возведения.

Ряд книг посвящен конструкциям зданий, строительным ма­териалам, производству практических работ и т. д. Так, Альбер­

ти ясно представляет себе и описывает работу опоры, балки, арки и других элементов строительных сооружений.

Дальше всех продвинулся в разработке теоретических проблем Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.). Его глубоко интересовала сущ­ность понятия «силы». Он нашел формулы, позволяющие при­мерно определить сопротивление продольному и поперечному изгибу.

За ним проблемами теории механики и статики занялся Га­лилео Галилей (1564-1642 гг.). Он изучал свойства «изгибающей силы» балки, положив начало сопромату.

Позже статикой и механикой занимаются специалисты, а в архитектурных трактатах начинают преобладать эстетические аспекты, связанные с правилами «украшения» зданий и теори­ей ордеров, композицией храмов, дворцов и крупных обществен­ных зданий.

У Андреа Палладио сохраняется комплексность в рассмотре­нии функциональных, художественных и технических сторон архитектуры, но главное внимание уделяется художественно­композиционным приемам и вопросам, теории ордеров и типам зданий.

Творчество Андреа Палладио (1508-1580 гг.)

Кроме трудов по теории архитектуры, Палладио успешно за­нимался и практическим проектированием. Он является круп­нейшим из мастеров Позднего Возрождения, развивавшим ар­хитектуру в традициях близких классицизму. Отправной точкой творчества Палладио была римская архитектура Высокого Воз­рождения, а также его собственные исследования античности, основываясь на которые и одновременно решая конкретные за­дачи своего времени, Палладио создал новые формы зданий, не имеющих прямой аналогии в античности. Он строил дворцы и виллы в разных городах Италии. Его сооружения отличаются парадностью, но не перегруженностью, характерной для барокко.

В здании палаццо Вендрамина в Виченце Палладио впервые применил аттик - неполный этаж с балюстрадой, фронтоны с раскреповкой, а вместо трех - два высоких этажа. На фасадах применены полуколонны коринфского ордера.

Одним из самых замечательных сооружений А.Палладио яв­ляется