Романтическое направление в истории искусства

Р. возник в кон. 18 в. в Германии в философии Иоганна Фихте, Фридриха Шеллинга, Артура Шопенгаура, а в нач. 19 в. распространился по всей Европе. Грандиозные социальные катаклизмы, потрясшие сначала Францию (Великая французская революция 1789-1793 гг. и другие социальные революции), а затем и всю Европу, нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бесстрастно, отсюда:

- разочарование в революции как способе изменения социального бытия;

-переориентация общественной психологии: поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе, к проблемам духовным, эмоциональной жизни человека.

Романтизму свойственно:

- отрицание буржуазной действительности;

- отказ от рационалистических принципов буржуазного просветительства и классицизма; недоверие к культу разума, который был характерен для просветителей и классицизма;

- утверждение, прежде всего, достоинства человеческой личности, ее самоценности, духовного начала, что нашло отражение в образах героев романтического искусства, которым свойственны незаурядные характеры, сильные страсти, устремленность к свободе. Романтизм объявляет себя защитником идеала свободы, связывая его, прежде всего, с независимостью творческой индивидуальности и личности, ее права на самоусовершенствование и самовыражение.

Идеал Р.: идеи свободы, братства, духовного бунта, раскованности.

Основа искусства Р. – субъективность, свобода творческого воображения. Романтики отрицали необходимость и возможность объективного отражения действительности, а субъективный произвол их творческого воображения отдавал предпочтение сюжетам исключительных, неординарных событий. Не отрицая величия древних классиков, они отвергали их в качестве неизменной нормы, т.к. были против нормативности, считая, по В. Гюго, что «уродливое существует рядом с прекрасным, а безобразное – рядом с красивым». Они напомнили, что помимо античных памятников искусства были и готические соборы, рыцарские романы, Данте и Шекспир. Именно романтики возродили славу Данте и Шекспира; раздвинули горизонты искусства, введя фольклор, составив первые сборники народных песен и сказок; историческое прошлое, обратились к миру Востока. Р. раскрыл сложный мир человеческой души, показав чувства; способствовал формированию общественного идеала: веры в человека, свободную личность, индивидуальность, ее неограниченные возможности. Но в каждой европейской стране, где он распространился, романтизм имел специфические черты, национальные традиции:

Романтизм Франции:

Серия социально-политических коллизий на рубеже 18/19 вв: Великая французская революция (1789-1793 гг), революции 1830 и 1848 гг, отразились на характере французского искусства этого периода, которому свойственно: жажда деятельности, поиски нового героя, способного на подвиг, борьба за свободу и независимость – это черты, которые питали романтический идеал французского искусства.

Основоположником французского романтизма, в творчестве которого наиболее полно отразились черты этого направления был Теодор Жерико: его творчество отличает интенсивность чувств, полет воображения, пристрастие к драматическим ситуациям, динамика, сильные контрасты света и тени. «Офицер конных егерей, идущих в атаку» - тип романтической личности – офицер увлекает в самую гущу боя своих солдат; тема единоборства, драматического поединка вызов стихии жизни. «Плот «Медузы» - Жерико проявляет себя здесь мастером психологии, сосредотачивая внимание на моменте, когда у отчаявшихся людей вдруг возникает надежда на спасение; передает тончайшие спектры эмоций: от отчаяния до возрождения надежды, силу духа человека.

Последователь Жерико – Эжен Делакруа: наделяет своих героев сильными эмоциями, страстями, переживаниями. Жизнь и смерть – рядом! («Ладья Данте», «Свобода, ведущая народ на баррикаду»- картина навеяна революцией 1830 г., Свобода – символ богини революции, символ нации, т.к. на картине изображено торжество народа-победителя, включая и элементы трагедии: победа и ее цена – убитые и раненые. Увлечение романтиков историей и духом Востока – картина Делакруа «Смерть Сарданапала».

Романтизм Испании связан с периодом оккупации страны Наполеоном 1808-1814 гг , герильей – освободительной войной испанского народа против захватчиков и творчеством художника Франциско Гойя, который создал серию гравюр и картин о сопротивлении оккупанта (герильи), показав отвагу безоружного народа, совершаемого свой героический подвиг. «Расстрел в ночь со 2 на 3 мая 1808 г» - бешенство ненависти оккупантов, трагический восторг самопожертвования повстанцев. Искусство Гойи многолико и сложно, отличается подтекстом, зашифрованной системой иносказаний: «Капричос» (вольная фантазия, игра воображения) – сцены испанской жизни полные сарказма, ужаса, порой отчаяния и ненависти.

Романтизм Англии отразился в поэзии Байрона (Джордж Ноель Гордон), творчество которого проникнуто ненавистью к мещанству (поэмы «Корсар», «Песнь о Чарльд Гарольде»), любви к свободе. Живопись Англии кон. 18 в. связывают с зарождением техники акварели, которую использовали пейзажисты-романтики в своем творчестве. Особенности романтического идеала Англии раскрылись в творчестве Джозефа Мэллорда Уильяма Тернера. Охваченный успехами естествознанияи технических наук, он любил передавать впечатление движения жизни («Дождь, пар и скорость» - быстрое движение поезда сквозь дождь и туман. Его пейзажи, предметы словно растворены в воздухе, их окутывает мгла). Одна из лучших его работ «Последний рейс корабля «Отважный», которой раскрывается талант Тернера-морениста. Парусник выглядит символом уходящей эпохи – романтического прошлого, противопоставленного закопченному буксиру – символу прозаической эпохи пароходов. Заходящее солнце усиливает настроение ностальгии по уходящей эпохе. Остротой ощущений, героикой наполнена картина «Метель. Пароход выходит из гавани».

Уильям Блейк – старший современник Тернера, поэт и художник-романтик, противник промышленного переворота в Англии, мистик, верующий в духовное возрождение человека. Искусству в его концепции отводилась миссия духовного возрождения мира, т.к. художник подобно Демиургу творит мир по законам Красоты. Его творчество – мир фантасмагорий, созданный по его воображению («Сотворение Адама», «Демиург», «Ангелы», «Антей, опускающий Данте и Вергилия в последний круг ада»).

Романтизм России развивался в обстановке всенародного подъема, связанного с Отечественной войной 1812 г., возрос интерес к художественной жизни в стране, возросла роль художника, его значимость как личности, с его правами на свободу творчества. Романтизм в русской живописи начала 19 в. представлен творчеством Ореста Адамовича Кипренского, в котором человек выступает как цельная и значительная индивидуальность, личность, деятельная и активная, иногда лирическая и нежная, романтически взволнованная, но обязательно исполненная сознания собственного достоинства («Портрет А.С. Пушкина», «Портрет Евграфа Давидова»).

Алексей Гаврилович Венецианов стремился подчеркнуть истинную поэзию в жизни, единство человека и природы: «На пашне. Весна» - поэтический образ обновленной природы, праздник вести, олицетворением которой выступают вспаханное поле и прекрасная молодая женщина-крестьянка. Гармония, в которой совершенству и красоте русской природы соответствует красота русской крестьянки и ее труда. Не сострадание в образе крестьянки, а достоинство и естественная красота в осанке и позе женщины. Истинная поэзия русской деревни, русской природы, русского человека – содержание искусства Венецианова.

Карл Павлович Брюллов в начале 20-х гг 19 в. приобщается к идеям романтизма. В итальянских портретах, помимо парадных и камерно-интимных, он пишет портреты-картины с развернутым жанровым действием, самая первая из которых – «Итальянское утро» - очарование итальянки, умывающейся у фонтана, воспринимается как олицетворение самого утра, восходящего дня, утра человеческой жизни. Эпогеем дня и вместе с тем расцветом человеческой жизни, по замыслу художника, является «Полдень» - итальянка, зрелая красота которой под стать налитой грозди винограда, которой она любуется. Главный принцип портрета-картины – зрелищность, по словам Брюллова: «человек в связи с целым миром» - вот основа портрета-картины («Всадница»).

«Последний день Помпеи» - шедевр Брюллова, сюжет соответствует романтическим тенденциям: зрелище бушующей стихии и трагическая гибель людей; интерес к необычному состоянию природы – эффекты сильных световых и цветовых контрастов; эффект молнии, осветившей происходящее и подчеркивающая его трагизм. Психологическое состояние отдельных групп людей, лавиной покидающих пылающий город. Все это говорит о разрыве художника с классическим искусством, о его увлечении романтизмом.

Иван Константинович Айвазовский за свою долгую творческую жизнь также испытывал увлечение романтизмом: «Девятый вал» - увлекающий зрителя романтическим пафосом и величием представленной сцены борьбы людей с бушующей стихией, цепляющихся на мачту утонувшего корабля; солнечный свет дает надежду на спасение.