Романский стиль (IX-XII вв.)

Романский стиль (IX-XII вв.) - №1 - открытая онлайн библиотека

Для эстетики раннего средневековья характерно влияние Аврелия Августина (354-430). Он прекрасно чувствовал красоту земного, чувственного мира, но в то же время, уже будучи христианином, отдавал себе отчет в том, что зримая красота совершенно иное качество, нежели красота божественная. Помимо Августина в эпоху средневековья эстетической тематики в той или иной мере касались Боэций Аниций Манлий Торкват Северин (480-524), Иоанн Скот Эриугена (ок. 810-ок. 877), Гуго Сен-Викторский (ок. 1096-1141), Бернар Клервосский (1091-1153), основатель схоластического метода Пьер Абеляр (1079-1142).

Искусство раннего средневековья в целом отвечало теологическому духу эпохи и эстетическим взглядам, высказанным отцами церкви. Искусство Х-ХИ вв. ( Это первый общеевропейский (несмотря на ряд не столь принципиальных национальных различий) художественный стиль. В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами. Изучая здания, обнаруженные по раскопкам, они пришли к выводу, что эти сооружения напоминают постройки Древнего Рима. Именно отсюда происходит термин «романский» - римский.

Интерьер

Романский стиль (IX-XII вв.) - №2 - открытая онлайн библиотека

Внутреннее убранство дома было скудным. Пол чаще всего земляной, только во дворце богатого феодала, епископа или короля можно было встретить вымощенный каменными плитами пол. И только очень богатый человек мог позволить себе выложить на нем орнамент цветным камнем. Пол устилали слоем соломы, которую время от времени выметали вместе со скопившимся мусором. В домах состоятельных людей пол устилали соломенными циновками.

В домах высшей знати каменные стены было принято закрывать коврами, привезенными из стран Востока. В эпоху Высокого Средневековья в Западной Европе развилось искусство изготовления гобеленов- тканых ковров с изысканными изображениями на самые разные темы. Гобелены, затягивавшие стену, служили той же цели, что и ковры - сберечь тепло.

Пожалуй, главной чертой средневекового дома (хижины ли, дворца, или монастыря) была невозможность уединения. Отделялась только жилая часть от подсобных помещений и кухни. В единственной жилой комнате все находились на глазах у всех.

Мебель

Мебель в то время играла второстепенную роль. Для нее характерна громоздкость, примитивная конструкция и кричащие цвета. Самой универсальной мебелью был сундук. Он одновременно служил шкафом, кроватью и дорожным чемоданом. Форма сундуков пошла от античных саркофагов, но постепенно становилась все разнообразнее. Стали появляться сундуки на ножках и с дверцами, можно сказать прообразы шкафов.

Тщательно изготавливалась мебель для сидения. Власть владельца стула определялась его высотой и высотой спинки. Часто также к стулу крепились подставки для ног, чтобы хозяин не морозил ноги на холодном полу. Характерен табурет на трех ножках. Наиболее распространенной формой, заимствованной из античности, является складной стул Обивки стулья не имели, зато тщательно покрывались краской, что скрывало все дефекты изготовления.

Прямоугольные столы делали с двумя боковыми щитами вместо ножек, соединенными брусками, которые заклинивались деревянными клиньями.

В средние века большое значение приобретают кровати, представляющие собой рамы на точёных ножках, окружённые низкой решёткой. Широко распространяются и балдахины, и опять-таки не как роскошь, а как необходимая защита от холода и клопов.

У романского стиля есть и нововведения. Например, накладки из кованного железа, которые держали необработанные толстые доски (известная античности рамочно-филеечная вязка фактически не применялась). Со временем кованные накладки кроме функций надёжности стали служить и декоративным функциям.

В поздней романской мебели появляются формы выражения, характерные для последующих стилей: первые признаки архитектурного членения - колонны, аркады, профильные карнизы.

В средневековье мебель в основном ставилась вплотную к стенам, позднее этот порядок нарушается, мебель размещается более свободно

Декоративные элементы романского стиля использовались беспорядочно, в сочетании с мотивами искусства варварских народов: стилизованные листья, гроздья, мистические животные, геометрические орнаменты.. В мебели часто применялась оковка железными полосами. Материалом для изготовления мебели служили дуб, ель, кедр.

Романская мебель в точности отвечала менталитету и уровню жизни раннего средневековья, удовлетворяя лишь элементарные потребности. Она интересна лишь в историческом плане и вряд ли может служить оформлением современного интерьера.

Романский стиль (IX-XII вв.) - №3 - открытая онлайн библиотека Романский стиль (IX-XII вв.) - №4 - открытая онлайн библиотека Романский стиль (IX-XII вв.) - №5 - открытая онлайн библиотека Романский стиль (IX-XII вв.) - №6 - открытая онлайн библиотека Романский стиль (IX-XII вв.) - №7 - открытая онлайн библиотека Романский стиль (IX-XII вв.) - №8 - открытая онлайн библиотека Романский стиль (IX-XII вв.) - №9 - открытая онлайн библиотека Романский стиль (IX-XII вв.) - №10 - открытая онлайн библиотека