Рим. Базилика Максенция

Его центральный неф (80 × 25 м, высотой 35 м) был перекрыт тремя бетонными крестовыми сводами. Распор сводов весом 7000 т воспринимался массивными столбами, а также поперечными стенами и опирающимися на них контрфорсами и цилиндрическими сводами более низких боковых частей здания. Подобно крестовым сводам терм пяты сводов, сильно вынесенных в центральный неф, лишь частично опирались на столбы, что и послужило причиной их последующего разрушения. Под нависающие пяты сводов были подведены колонны с импостами, заслонявшие стол­бы и торжественно оформлявшие огромный средний неф. Боковые ячейки базилики (по три с каждой стороны) были соединены арочными проходами, образуя боковые нефы. Восьмиугольные профилированные кессоны украшали поверхности сводов. Вход, сначала находившийся на короткой восточной стороне базилики, был при Кон­стантине перенесен в середину длинной южной стены, что вызвало пристройку на­против него апсиды. Созданный в начале IV в. в Риме, этот тип сводчатой базилики получил впоследствии большое развитие, но уже за пределами античной архитекту­ры, в новых исторических условиях.

Рим. Базилика Максенция - №1 - открытая онлайн библиотека

Со второй половины XII - XIV вв. Западную Европу захватывает готический стиль. В некоторых странах готическая архитектура существовала в XV - XVI вв. - это так назы­ваемая «пламенеющая готика». Родиной готики принято считать Францию. Величайшее со­оружение ранней готики - собор Парижской богоматери; наиболее верное представление о первоначальном облике готических храмов дает Шартрский собор, одно из самых цельных созданий зрелой готики - Реймский собор; в Амьенском соборе полно выразился расцвет го­тики Франции, он восхищает своим интерьером. В Германии часто встречается тип одноба-шенного готического собора (храмы во Фрейбурге и Ульме). Грандиозный Кельнский собор построен по типу Амьенского, здесь готическая роза заменена стрельчатым окном. Дворец Дожей в Венеции - образец итальянской готики, воспринявшей не конструкционные прин­ципы, а декоративность этого стиля.

Рим. Базилика Максенция - №1 - открытая онлайн библиотека