РЕАЛИСТИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ 19 в

В первой половине 19 в. в русском искусстве наряду с романтическом направлением развивалось и реалистическое. Ярким представителем изобразительного искусства этого периода был Василий Андреевич Тропинин- стремление к воплощению образа человека в портретах художника в повседневности. Его мир овеян сердечностью, интересом к личности, окутывая своих героев атмосферой домашнего уюта. Портрет А.С. Пушкина – поэт здесь – мыслитель, писатель, поэт и прозаик, образ его интимнее, мягче, домашней обстановке. Люди в его полотнах будто и не позируют художнику, а плетут кружева («Кружевница»), вышивают («Золотошвейка»), прядут, играют на гитару и т.д. – т.о. художник вносит жанровый мотив в свои портреты. «Портрет Арсения, сына художника» (1818) – одно из самых поэтичных произведений Тропинина: мальчик изображен в быстром движение: обернулся назад, скосив глаза, чем-то заинтересовавшись, Это движение придает портрету больше жизненности, подкупающую естественность.

Критический реализм: 40-е гг 19 в. – появление в литературе эпопеи Н.В. Гоголя «Мертвые души», новых имен: Н.А.Некрасова – поэта–демократа, И.С. Тургенева, И. Гончарова, Ф.М. Достоевского, Д. Григоровича и др. В музыке (М.Глинка) и театре утверждается национальное и правдивое направление, близкое народу искусство. Это привело к возникновению в недрах реалистического направления в русском искусстве – критического реализма, т.е. неприятия и обличения нравственных и социальных пороков эпохи, что стало главной идеей, пафосом передовой культуры и искусства. Появилось желание художников осмыслить мир и свое место в нем, а также место «маленького человека» в жизни и искусстве.

Павел Андреевич Федотов (1815-1852): его картины «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста», «Сватовство майора», «Завтрак аристократа» и др. в них впервые прозвучало обличение мелких и ничтожных страстей, пошлости и мещанства, зла и несправедливости. Среди героев – канцеляристов, угодничающих перед начальством, разорившегося аристократа с белым пуделем, чиновника, получившего первый орден и спесиво кичащегося им перед кухаркой, промотавшегося офицера и т.д. Картины Федотова- пестрый калейдоскоп характеров и типов тех лет. Однако в конце своей жизни в его творчестве все сильнее звучали отчаяние, скорбь и невозможность что-либо изменить: «Анкор, еще анкор» (1851-52 гг) стала одним из самых драматических произведений всей русской живописи; бессмысленность занятия главного героя-офицера – это уже некий символ, лишенного всякого смысла не жизни, а существования, бессмысленно тянущегося в этом захолустье, где измученная собака словно маятник часов отсчитывает своими прыжками время. Картина «Вдовушка» - безысходность, щемящая грусть и задушевный лиризм в образе молодой женщины-вдовы, собирающей свой скарб для переезда на другую квартиру.

Критический реализма, утвердившийся Федотовым в русской живописи, получил свое развитие в творчестве художников реалистов второй половины 19 в., особенно В. Перова и В. Маковского. Василий Григорьевич Перов (1833-1882)– художник-демократ, создавший обличительные жанровые произведения, направленные против уродливых явлений современности. Его картины проникнуты духом сострадания к нищим и обездоленным («Тройка», «Приезд институтки к слепому отцу, «Проводы покойника» и др. В ряде произведений нач. 60-х гг Перов выступает с резкой критикой духовенства: «Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», «Чаепитие в Мытищах», за что был подвергнут критике за «непристойность» в изображении духовных лиц.

Искусство второй половины 19 в. проникнуто духом времени (поражение России в Крымской войне, возникновение подпольных революционных организаций, крестьянские бунты, в последствии реформы Александра П и убийство народниками 1.03.1881 г. царя) – нарождалось новое русское искусство – искусство национально-реалистическое, правдиво воссоздающее картину жизни народа, народное представление о добре и красоте. Именно в этот период истории русского искусства создаются творческие содружества: «Могучая кучка» (1862) – М.А. Балакирев, М.П. Мусорский, Н.А. Римский-Корсаков, А.П. Бородин и В.А. Кюи. Вслед за НИИ в сентябре 1863 г.13 студентов, во главе с И.Н. Крамским порвали в Академией художеств и организовали «Артель свободных художников», которая стала предтечей будущего Товарищества передвижных художественных выставок, учрежденного в 1871 г. не только как сообщество профессионалов, но и единомышленников, представляющих определенное направление в русском искусстве. Передвижники верили в воспитательную силу искусства, главным призванием которого – формирование гражданского идеала, нравственного совершенствования. С 1871 по 1923 гг передвижники провели 48 выставок в разных городах России.

Художники второй пол. 19 в. в рамках бытового жанра сумели поднять самые важные и острые проблемы общественной жизни:

- Василий Владимирович Пукирев: «Неравный брак» - гуманистический пафос, направленный против бесправия женщин, превращения брака в коммерческую сделку;

- Григорий. Григориевич Мясоедов: «Земство обедает» - правдиво передает нищету и бесправие крестьян, обедующих луком и хлебом, а в окне половой вытирает серебряную посуду для тех, кто действительно имеет голос в земстве.

- Владимир Егорович Маковский: «Свидание», «На бульваре»: произведения показывают жизнь социальных низов, раскрывают чувства простых людей. Художник убедителен в точности характеристик социальных типов, психологизме сюжетов. В небольших эпизодах он раскрывает типичное социальное явление в жизни России.

- Иван Николаевич Крамской - идеолог «бунта 13» и передвижников, теоретик идей реализма: «Неизвестная»- собирательный образ, затрагивающий важную для России тему женщин в буржуазном обществе; литературность замысла картины, жанровый мотив. «Христос в пустыне»- через евангельский сюжет художник пытается осмыслить и обобщить опыт истории с философской точки зрения: незаурядная личность и в тоже время земной человек, погруженный в глубокое раздумье о смысле и назначении жизни; человек, делающий мучительный трудный выбор жизненной судьбы, выбирающий благо людей ценой самопожертвования. Т.О. Крамской изображает момент выбора, подчеркивая возможность решения своей судьбы, своего жизненного пути самим человеком. Готовность принести себя в жертву во имя высокой цели – эта идея была понятна передовой, народнической интеллигенции 70-х гг 19 в. В этом смысле данное произведение мастера является программным в идеологии художников-реалистов этого времени.

- Алексей Кондратьевич Саврасов – «Грачи прилетели» - околица села Молвитино Костромской губ., холодный сырой март и первые вестники весны – грачи, хлопочущие над своими гнездами. Будничный мотив, претворенный автором в лирический, глубоко народный образ русской природы, ее вечной темой обновления – это подлинно национальный пейзаж.

- Илья Ефимович Репин – тематика его произведений – это мир нужды, бесправия и гнета («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии» и др.); мир борцов за свободу народа («Не ждали», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди перед казнью»); мир высокой мысли (портреты Л. Толстого, актрисы П. Стрепетовой, композитора М. Мусорского, химика Д. Менделеева, хирурга Н. Пирогова и др.)

- Василий Иванович Суриков – среди многочисленных произведений художника –портреты, пейзажи, жанровое полотно («Взятие снежного городка», но более всего – исторические картины: «Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы в 1799 г.», «Степан Разин». В историческом жанре художник всегда был верен археологической точности исторических эпох, но это не было его самоцелью. Важнее - живой, полнокровный образ исторической эпохи, ощущение ее атмосферы, насыщенной драматическими событиями; психология и характеры не только выдающихся исторических деятелей (Ермака, Морозовой, Разина, Петра 1, Меньшикова, Суворова), но и безымянных героев (стрельцов, крестьян, юродиева, мальчишек на московской улице 17 в.). Каждый персонаж в его картинах – яркая и значительная личность с внутренним миром и своим отношением к происходящему. Его произведениям характерно: единство идеи и образов, сюжета, композиции и колорита.

Василий Васильевич Верещагин – крупнейший русский живописец-баталист. Батальный жанр посвящен темам войны и военной жизни. Значение Верещагина как автора батальных картин в том, что в своих произведениях он с реалистической точностью раскрыл социальную природу войн и роли в них народа; разоблачил несправедливость агрессивных войн; показал героизм народа. В работах Верещагина усиливается роль пейзажа, жанровая трактовка, психологические начала в батальном жанре, беспощадная правдивость суровых будней войны («Торжествуют»: правдиво показан религиозный фанатизм; «Побежденные. Панихида по убитым»: трагедия гибели целого русского полка егерей из-за ошибки командования; «Победители» - маскарад турок, переодевшихся в мундиры русских солдат; Балканская серия: «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой»: тема победы показана не в бравурно-парадном тоне, не в целях прославления отдельной личности, а духе верности жизненной правде – жертвы на первом плане, ценой которых была завоевана победа. Впервые истинным героем войны стал русский солдат. Т.О. не победная, праздничная, а будничная, а потому трагичная сторона войны в центре внимания художника.