РЕАЛИСТИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ ИСКУССТВЕ 17 в

Искусство Италии: В 17 в. в искусстве Италии зародился стиль барокко, однако именно в этот период возник «феномен караваджизма» по имени итальянского художника 17 в. Микеланджело Меризо или Караваджо (по месту его рождения). Его творчество – это интерес к непосредственному воспроизведению натуры, повышенное чувство реальной предметности изображения, активная роль света (боковое освещение) и тени в живописном пластическом решении картин. Простолюдин по происхождению, Караваджо был художником-демократом, не прибегал к идеализации, не ретушировал страдания людей. Библейские сцены он трактовал как жанровые композиции: «Обращение Святого Савла», «Призвание апостола Матфея», «Успение Марии» и др.

Искусство Испании: тенденции «караваджизма» были сильны в творчестве испанских художников 17 в.

Франциско Сурбаран: в его религиозных картинах царит спокойствие, благочестие и порядок, но святые мало отличаются от простых людей: «Молитва Святого Бонавентуры перед избранием папы» - ангел, явившейся Бонавентуре очень реален, жестикулирует, советуя ему кого выбрать папой. Монах слушает его спокойно серьезно. В картине чувствуется простодушие крестьянского сына, каким был Бурбаран.

Хусепе Рибера в своих картинах был очень натуралистичен, писал сюжеты мученичества. Лучшая его работа – «Святая Инесса», в которой очень реалистично показана истовая молитва юной коленопреклоненной девушки в каскаде распущенных волос. Вся картина пронизана светом, который создает впечатление глубины пространства и мягкого воздуха, придает живость лицу героини.

Вершиной реалистического искусства Испании 17 в. стало творчество Диего Веласкеса. Новизна художественного мышления проявляется у Веласкеса в разных жанрах: исторический – «Сдача Бреды»: отсутствие парадно-аллегорической трактовки, жизненно верно показаны переживания действующих лиц (испанский полководец Спинола и голландский полководец Нассау), их характеры. В портретном жанре он умел в каждом человеке мог найти основные черты его характера, передавая их ярко и правдиво, поражая глубиной психологического анализа («Портрет короля Филиппа IV», «Портрет папы Иннокентия Х», «Портрет инфанты Маргариты»). В жанровых картинах, например, «Менины», в которой он воспроизводит сложную пространственную структуру с двойным источником света, отражением в зеркале, взаимоотношениями первого и удаленного планов, а также видимого и подразумеваемого; а в картине «Пряхи» девушки-работницы реальны в отличие от скованных фрейлин, чем художник подчеркивает свое предпочтение, любовь и уважение к простым людям.

Искусство Голландии 17 в. развивалось после нидерландской буржуазной революции, когда Голландия стала протестантской республикой, в которой уклад жизни, культура, политическое устройство были демократичны. Художники Голландии 17 в. предпочитали бытовой жанр (или «комнатная живопись»), но популярен был и пейзаж, портретный жанр и натюрморт, имеющий много разных типов: завтраки, десерты, рыбы, цветы и др.

Натюрморты Хеда Виллема Класса, Виллема Калфа – это скромный набор предметов, простой композицией, непременным полуочищенным лимоном и прозрачным бокалом. Такие детали, как недопитое вино, смятая салфетка, надрезанный лимон и т.п. раскрывают связь вещей с жизнью человека, а свет в картинах передает материальное единство предметного мира.

В бытовом жанре можно выделить работы:

Питер де Хох «Хозяйка и служанка»: композиция с тщательной проработкой каждой детали, естественность поведения героев; Ян Стен отдавал предпочтение, т.н. «трактирному» жанру: «Веселое общество», «Гуляки», где искренне, с иронией показывает человеческие радости, обратив насмешку даже против себя, считая, что зритель в его работах найдет жизненные «уроки». Герард Тербарх «Бокал лимонада» передает атмосферу едва проявленных чувств молодой девушки и ее ухажера.

Франс Хальс: его портреты подкупают жизненной силой, здоровьем, веселостью, а иногда самоуверенностью или добродушием. Для Хальса нет неинтересных лиц: он умел видеть характерное, интересное в самом заурядном персонаже. «Групповой портрет офицеров стрелковой роты Св. Георгия» художник решает как жанровую сцену, избегая застылости и неподвижности поз, что вносит живость в однообразную фронтальную композицию картины. Смелой непосредственностью и живостью отличаются индивидуальные портреты Хальса, в которых зафиксированы народные типы – «Цыганочка: грязная, свежая девушка с открытой грудью, плутовато улыбается, вероятно, настойчивому господину.

Ян Вермер Делфский создал удивительные лирические женские портреты в интерьерах, заполненных светом; ощущение покоя; мастерское владение светом и тщательное изображение мельчайших деталей придают работам Вермеера неповторимое очарование: «Бокал вина», «Кружевница», «Девушка, читающая письмо» - здесь в полной мере проявляется «волшебство» вермеерского искусства, в котором преображается реальный, будничный мир своих героев в мир гармонии и глубокой тишины светом, проникающим из окна и позволяющим сиять каждый тон его палитры. Два его шедевра – это пейзажи «Уличка» и «Вид Делфта», в которых он передает тончайшее атмосферное состояние природы.

Рембрандт Харменс Ван Рейн, опираясь на достижения голландского реалистического искусства, он сумел отразить и значимость духовного мира обычного человека. «Даная» - образ любви, ожидание чуда любви. В раскрытии мифологического сюжета он особое внимание уделяет передаче психологического состояния молодой женщины. Ожидание чуда любви составляет главное содержание картины, поэтому на ее лице страх: радость, страх, желание и робость. «Святое семейство» - главная тема материнской любви, раскрывает простые человеческие отношения. В «Возращении блудного сына» Рембрандт увековечил нравственную победу человека, склоняясь перед проявлением в человеке всепрощающей любви, показав тайну ее силы. В образах отца и сына художник показал тонкие психологические нюансы их взаимоотношений: страдания, волнение, прозрение сына и бесконечную силу любви, просветленной радости встречи отца.