Реализм 19 в. в искусстве Франции

Реализм как самостоятельное направление утвердился в 40-х гг 19 в., позже перешедший в форму критического реализма (высшей точки реализма – обличения пороков общества). Развитие реализма сопровождалось развитием капиталистического способа производства, а, следовательно, нарастанием социальных противоречий, что нашло свое отражение в искусстве этого времени.

Реализм в искусстве 19 в. объединяет с романтизмом

- разочарование в итогах революций

- отрицательное отношение к буржуазной действительности

- обращенность к духовному миру человека

- борьба за самоутверждение личности

- близка тема народности

Однако в отличие от романтиков, бегущих от действительности, рассматривающих чрезвычайные ситуации, необыкновенные личности, героические ситуации, бурную страстей жизнь, реализм глубоко проникает в действительность, в общественную жизнь.

Новые подходы художников-реалистов 19 в. в том, чтобы отразить то, что действительно совершается «здесь и сейчас». Художники были убеждены в возможности познания объективно существующего мира средствами искусства. Они обращались к сценам буржуазной жизни, освещали жизнь крестьян, трудовые будни городских низов.

Одним из первых реалистов в живописи Франции был Гюстав Курбе, который обращался к теме труда («Дробильщики камня»), писал социальные полотна, основанные на реальных мотивах («Похороны в Орнане»). «Прозаизм» Курбе – открытый вызов официальной критике.

Франсуа Милле – крестьянский жанр, без мелодраматических и этнографических оттенков, но через передачу поз, жестов, движений тел раскрывал характер трудового процесса, силу и ловкость крестьян («Крестьянки с хворостом», «Собирательницы колосьев») – эпически монументальные полотна, полные жизненной силы и правды.

Оноре Домье – художник критического реализма, создавший, как и О. Бальзак, создал «Человеческую комедию» эпохи в тысячах литографий, рисунках и картин – карикатуры на короля Луи-Филиппа в сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари» («Опустите занавес»), главный его жанр – сатира нравов: обывательский мир аферистов, глупцов, провинциалов в столице («Деятели правосудия»). «Прачка» - не портрет, а собирательный образ всех парижских прачек; портрет, в котором автор высказал все свое народолюбие. Серия иллюстраций к «Дон Кихоту», где в образе главного героя художник попытался отразить свое собственное положение в обществ, тему страдания человека. Социальная заостренность его сюжетов – противовес запрещенной цензуры.

Французский национальный пейзаж:

Жан Батист Камиль Коро – поэтическая одухотворенность природы; любимый мотив – «после дождя», т.е. изменчивое состояние природы; серебристая тональность его живописи «серая дымка Коро».

Барбизонская школа – главная цель: изображение своеобразия национального пейзажа, передача изменчивых состояний природы, отказ от композиционных канонов. Теодор Руссо – «Пейзаж с мостиком» - пейзаж с натуры, особое внимание к форме, все деревья индивидуальны, живописная моделировка делает их объемными и почти скульптурными, их монументальность подчеркнута низким горизонтом.

Жюль Дюпре – «Осенний пейзаж» - эффект заходящего солнца подчеркивает контрастность цветов осеннего пейзажа после дождя, особо торжественны доминирующие в композиции деревья.

Шарль Добиньи – речные пейзажи («Берега реки Уазы»), стремление уловить малейшие перемены в состоянии природы, тонкая живописная передача света, окутывающего предметы.