Реализм 19 в. в искусстве Англии

В первой половине 19 в. крупный вклад в реалистическую живопись внес английский пейзажист Джон Констебль(17776-1837), которого называют «отцом» реалистического пейзажа нового времени, выступившего против условно-идеализированных представлений о природе. Его пейзажи – сельские окрестности Англии в конкретно-правдивом изображении. Он впервые стал писать свои пейзажи непосредственно с натуры, что предвосхитило достижения импрессионистов. «Флэтфордская мельница» (1817) –первая из серии его работ, передающих богатство родной природы, при переходном атмосферном состоянии (от прошедшего дождя к солнцу), введены жанровые мотивы (рыбаки, лодочники, мальчишки), «Собор Солсбери из епископского сада» (1823) – он пишет этот собор много раз, в разное время года, с различных точек зрения; в этой картине собор занимает дальний план и воспринимается как организующий элемент композиции. Он, как творение рук человеческих, не воспринимается как нечто чуждое природе, он органично слит с природой и повседневной жизнью. «Телега для сена» (1821) – перебирающаяся через брод маленькой речки телега почти сливается с бурой землей с водой, в которой отражается серое небо. Множественность оттенков одного цвета образуют общую тональность картины. Э.Делакруа назвал Жд. Констебля «реформатором» пейзажной живописи.

Вторая половина 19 в. в Английском искусстве связана с творчеством «Братства прерафаэлитов», организованного семью молодыми английскими студентами школы Королевской академии художеств в 1847 г. Инициатором ПРБ был Данте Габриэль Россетти. В братство входили видные в дальнейшем художники: Джон Эверетт Миллес, Уильям Майкл Россетти, Уиям Холман Хант, примкнувший к ним позже Форд Мэрдок Браун и др. Впервые их работы с таинственной монограммой «ПРБ» (прерафаэлитское братство) появились на выставке в 1849 г. Движение прерафаэлитов по существу восстало против академической рутины. Художники ПРБ ориентировались на дорафаэлевское искусство (т.е. искусство кватроченто – Раннего Возрождения), еще не знавшего условных правил (линейной перспективы, светотени и др. важных составляющих реалистического изображения), признанные как обязательные в последствии Болонской и другими Академиями живописи.

Прерафаэлиты вновь вызвали интерес к творчеству Боттичелли, который особенно их привлекал, к искусству У. Блейка, при жизни признанным сумасшедшим. Но они не подражали ни Блейку, ни кватрочентристам, а выражали собственное видение природы, которую выписывали очень тщательно и точно, как это делалось староитальянскими мастерами, не считаясь с воздушной перспективой. Однако обращение к реальности для них не означало обращение к современности. Их вдохновляли старинные легенды, рыцарский эпос, Библии, творчество Данте Алигьере, У. Шекспира. Т.О. прерафаэлиты рушили академические традиции, поэтому прерафаэлизм стал процессом, затронувшим не только английское искусство, но и европейское. Новое в П. сказалось в стремлении к искренности и правде. Борясь за правду чувств, П. искали ее непосредственного выражения не в патетически театральных позах, а в сдержанных, но очень индивидуальных образах. Данте Габриэль Россетти – персонажи его статичны, окутаны дремеой, погружены в собственные мысли, но в их позах, жестах ощущается жизнь, чувства, эмоции, что подчеркивается некоторой деформацией пропорций, удлиненными фигурами и необычными ракурсами. Локальные цветовые пятна, отсутствие светотени («Благовещение»,1850). Построение композиции: на переднем плане могло быть несколько крупномасштабных фигур (или фигура), а на заднем много предметов и образов, которые составляли фон картины. (образ Биатриче - «Биатриче благословенная», «Дама печали») – реальные персонажи и детали как бы выхвачены из жизни, соединяясь на заднем плане полотна с фантастическими фигурами и символическими элементами, придававшими композиции ирреальный вид миража. Этот подтекст картин Д.Г. Россетти привлек в нач. ХХ в. символистов.

Джон Эверетт Миллес – его картинам свойственна стилизация, эмоциональность, взволнованность, некоторая сентиментальность; воплощение искусства прерафаэлитов – картина «Офелия» (1852) – эпизод из пьесы У. Шекспира «Гамлет» - самоубийство Офелии, натурализм в воспроизведении куста, травы, воды: точно в соответствии шекспировскому тексту. Сам образ Офелии – портрет Лизи Сиддаль, натурщицы и жены Д.Г. Росстти. Принцип строгого реализма и даже натурализма Миллес соблюдает и в картине «Христос в родительском доме», где Мария не молодая привлекательная женщина, как в традициях европейской живописи, а изможденная лишениями и страданиями. Место действия – мастерская бедного плотника Иосифа и д.т. «Лоренцо и Изабелла» (1849) – (сюжет романа Китса о братьях-злодеях, убивших бедного возлюбленного их сестры Изабеллы) – многие образы написаны с родственников и друзей, что характерно для прерафаэлитов; «нанизанные» друг на друга и повернутые в профиль головы семерых человек, сидящих справа за столом – традиция итальянского искусства 14 в., использованная Миллесом, как и золотистый штоф стены, обитый итальянской тканью эпохи Возрождения.

Форд Мэрдок Браун – близок к прерафаэлитам, отрицал академизмом, стремился к достоверности подлинной жизни. «Последний взгляд на Англию» - образы эмигрантов, погруженных в свои печальные раздумья (герои – это друг художника скульптор Вулнер с женой эмигрирующие в Австралию), в чем нашло отражение социальных проблем нового индустриального общества Викторианской эпохи. Картина выполнена в форме «тондо», в реалистической манере с волнующей эмоциональностью образов, но с отсутствием светотеневой моделировки, локальным колоритом, утонченным рисунком. Он был одним из инициаторов в организации прерафаэлитов движения «Искусств и ремесел», когда в 1861 г. были созданы коллективные мастерские, производившие мебель, обои, витражи, изразцы, декоративные ткани, издавали и изготавливали книги, возродив само понятие «искусство книги». Было основано общество охраны памятников природы и искусства.