Кооперативные союзы

Рост числа кооперативов закономерно ведет к их доброволь­ному объединению в союзы. Современный канадский ученый Алекс Лейдлоу советовал различным кооперативам понять, что единое целое всегда гораздо сильнее, чем отдельные части.

Подобно тому, как индивидуальные члены (физические лица) образуют свои первичные кооперативы, эти последние в свою оче­редь создают свои союзы. Они-то и олицетворяют целое, объединенную силу. Итак, кооперативные союзы представляют собой тесное единение, добровольное соглашение, устойчивую связь кооперативных обществ между собой для достижения общих для них целей кооперации путем взаимного сотрудничества, скоор­динированных действий Кооперативные союзы являются организа­циями

Эти организации называются по-разному: союз, ассоциация, лига, федерация, конфедерация, оптовое общество, совет, объеди­нение, институт, альянс, палата и т.д. А суть их одна: сотрудниче­ство внутри кооперативного движения для наиболее полного осу­ществления возможностей, которые заложены в кооперативах, а также в кооперативных формах собственности, объединения и хо­зяйствования.

Возникновение кооперативных союзов на рубеже 40-х и 60-х годов XIX века было обусловлено рядом объективных условий Прежде всего к объединению в союзы кооперативы подтолкнули экономические причины. Владельцы частных лавок, пекарен, ма­стерских и т.п. заведений повели конкурентную борьбу с оторван­ными друг от друга и еще слабыми кооперативными обществами, члены которых вскоре осознали, что выжить в условиях рыночной экономики им будет легче путем организации своего союза Обна­ружилось также стремление кооперативов к рационализации своих хозяйственных операций: к осуществлению оптовой закупки това­ров сразу для многих кооперативных обществ, к созданию крупных современных производственных предприятий в интересах несколь­ких кооперативов и т д.

Во-вторых, кооперативы всегда были и остаются сейчас местными, локальными организациями, и, как правило, первона­чально их "голос" не доходил до правительственных, государствен­ных органов Между тем по мере развития кооперативного движе­ния потребность в этом становилась все более острой. Первичные кооперативы нуждались в законодательной поддержке, налоговых льготах, в недорогих кредитах. Роль выразителей этих и других ин­тересов местных кооперативов начинают выполнять кооперативные союзы, явившиеся важным связующим звеном между кооператива­ми и правительством

В-третьих, успех кооперативного движения в большей степени мог быть обеспечен широким разъяснением среди населения целей и задач кооперативов, пропагандой кооперативных идей и принци­пов, подготовкой кадров для работы в кооперации, выявлением и обобщением передового опыта кооператоров Как выяснилось, по­добные функции успешнее всего выполняются не отдельными коо­перативами, а и\ объединениями.

Последние начали издавать кооперативные газеты и журналы, соз­давать образовательные учреждения инструктировать свои т е союзные кооперативы по вопросам хозяйственной и нехозяйствен­ной деятельности и проводить другую работу подобного характера

С тех пор одни кооперативы входят в союзы и называются союзными, ассоциированными, а дру­гие в союзы не входят (что является их правом, собственным выбо­ром), и их называют "дикими"

Кооперативные союзы создаются либо по территориальному признаку (в городах, районах, областях, республиках, регионах, провинциях, штатах, в масштабе страны, межгосударственные и международные), либо по отраслевому принципу (специализиро­ванные, объединяющие кооперативные организации одного вида, или смешанные, куда входят организации, относящиеся к разным видам кооперации) Кроме того, довольно часто встречаются коо­перативные союзы, сочетающие территориальный и отраслевой принципы их внутренней организации

Некоторые кооперативные союзы по отношению к своим коо­перативам выполняют функцию экономического, хозяйственного центра (развивают дух предпринимательства), а некоторые - функ­цию организационного, идейного центра (развивают дух солидар­ности) Но все больше становится союзов, являющихся экономиче­скими и организационными центрами одновременно

Среди кооперативных союзов особое место занимают нацио­нальные, являющиеся центрами кооперативного движения той или иной страны Традиционно такой центр "венчает" систему коопера­ции, представляет и защищает ее интересы в высших органах госу­дарственной власти, участвует в выработке долговременной обще­национальной политики самой кооперативной системы, добивается осуществления программ в области кооперативного движения (раз­витие кооперативной экономики, модернизация технической базы, повышение конкурентоспособности кооперативных товаров и ус­луг), организует взаимное сотрудничество своих членов, представ­ляет их интересы в международном кооперативном движении и, главное, предоставляет разнообразные услуги союзным коопера­тивным организациям

Для этого национальный кооперативный центр развивает со­временную инфраструктуру кооперативной системы, включаю­щую не только крупные и технически хорошо оснащенные произ­водственные и торговые комплексы, но и кооперативные банки и страховые общества, научно-исследовательские институты и лаборатории, внедренческие и образовательные учреждения, информа­ционно-вычислительные центры, издательства и типографии, даже собственные киностудии

Национальные кооперативные центры существуют для мест­ных кооперативов и союзов и обслуживают их, а не наоборот Бу­дучи сложными по своей организационной форме и многоотрасле­выми по видам своей деятельности, они напоминают большие ди­версифицированные компании являются разнопрофильными, рас­ширяют ассортимент продукции и набор услуг, осваивают новые виды деятельности

Создание кооперативных союзов явилось новым этапом коо­перативного строительства и непосредственно отразилось на дея­тельности первичных кооперативов С одной стороны, кооперативы при вступлении в тот или иной союз добровольно передают (делегиру­ют) ему часть своих прав и полномочий В результате происходит некоторое сужение самостоятельности кооперативов, в какой-то степени они попадают в зависимость от союза Но, с другой сторо­ны, членство в кооперативном союзе прямо и косвенно способству­ет успеху кооперативов в осуществлении их цели и уставных задач

В этом смысле кооперативный союз служит кооперативам своеобразным "зонтом", очень полезным в солнечную погоду и не­заменимым в условиях ненастья (экономической непогоды)

ГЛАВА 2 УЧЕНИЯ О КООПЕРАТИВНОМ ДВИЖЕНИИ И КООПЕРАЦИИ КООПЕРАЦИЯ НЕИЗБЕЖНО СДЕЛАЕТСЯ ШКОЛОЙ МИРА, СОЛИДАРНОСТИ И ГАРМО­НИИ.

2.1. ПРОЕКТЫ ВЕЛИКИХ СОЦИАЛИСТОВ-УТОПИСТОВ. РАННИЙ "КООПЕРАТИВНЫЙ СОЦИАЛИЗМ"

Учения о кооперативном движении и кооперации возникли за­долго до организации первых подлинно кооперативных обществ. Многие гуманисты и просветители, выражая сокровенную мечту простых людей труда о всеобщем счастье, равенстве и справедли­вости, издавна выдвигали проекты создания идеального государст­ва и устройства разного рода хозяйственных ячеек будущего - ас­социаций, товариществ, "рабочих колледжей" и пр.

Одним из таких мыслителей явился английский писатель и го­сударственный деятель Томас Мор (1478-1535), который в своем главном труде под названием "Золотая книга, столь же полезная, как забавная о наилучшем устройстве государства и о новом остро­ве Утопии[4]" (1516) изобразил удивительную страну, где нет част­ной собственности, все граждане трудятся, управление является демократическим, а необходимые продукты люди получают по по­требностям из общественных складов. Это произведение дало на­звание направлению общественной мысли, ставшему известным как утопический социализм.

Различные учения о кооперативном движении и кооперации зарождаются как разновидность утопического социализма, а впо­следствии некоторые из них стали называться теориями "коопера­тивного социализма". Вместе с тем реальная кооперативная дея­тельность не утопична, и это отличает кооперацию от утопических построений Но "кооперативный социализм" тоже неосуществим, и с этой точки зрения он является "родным братом" утопического социализма

Важную роль в выработке теоретических основ кооперативного движения и становлении благодаря этому кооперативной систе­мы сыграли великие социалисты-утописты англичанин Роберт Оуэн (1771-1858) и француз Шарль Фурье (1772-1837), выступившие на общественной арене на рубеже двух столетий.

Окончив всего два класса, Оуэн начал трудиться с десяти лет, к двадцати годам энергия и талант позволили ему стать управляю­щим огромной фабрикой, а в конце века он уже директор и совла­делец еще более крупной компании в Нью-Ленарке. Здесь он начал проводить свои социальные эксперименты, сократил рабочий день, отменил штрафы с рабочих, повысил заработную плату, открыл для них столовую и магазин, образцовую школу для их детей и т.п Так появился новый социальный островок в бурном океане предприни­мательства.

Постепенно Оуэн становится убежденным реформатором, сто­ронником мирного преобразования общества путем создания об­разцовых общин кооперативного типа. Чтобы увлечь людей лич­ным примером, в 1824 г. он с сыновьями отправился в Северную Америку, где на свои средства приобрел поселок с 10 тыс га земли и организовал колонию "Нью-Гармони". Эта трудовая коммуна, или производственно-потребительская община, объединяла до 800 человек и руководствовалась принципами равенства, всеобщности труда, общности имущества. Материальные блага между членами общины распределялись по труду, но вскоре перешли к уравни­тельному распределению, что привело ее к краху На эксперимент, продолжавшийся четыре года, ушло 4/5 состояния Оуэна.

Вернувшись на родину, он развернул свою деятельность в ра­бочей среде. Утверждают, что в течение своей жизни он произнес более 1000 речей, написал порядка 500 воззваний, опубликовал около 2000 статей Величайшим из всех зол Оуэн считал нетрудо­вую частную собственность, большие надежды первоначально воз­лагал на нравственное перевоспитание человека, "индивидуалисти­ческой системе" противопоставлял "социальную систему".

Оуэн всей своей деятельностью оказал значительное влияние на 'кооперативное движение в период его зарождения и становле­ния Пропагандируемые им общины он называл "поселками едине­ния и взаимной кооперации". Еще в 1821 г. при участии Оуэна ор­ганизуется Кооперативное экономическое общество. Через три года оуэнисты учредили Лондонское кооперативное общество, которое приступило к изданию "Кооперативного журнала".

Тогда же было создано Общество фонда кооперативной общины Все эти общества занимались сбором средств для создания общин В начале 30-х годов Оуэн принимал участие в первых кооператив­ных конгрессах Англии, причем на IV конгрессе в октябре 1832 г он был избран в группу "апостолов кооперации" Некоторые коопе­ративные общества видели в Оуэне своего пророка Оуэн и его сто­ронники исходили из того, чго к устранению противоречий сущест­вующего строя прекрасно приспособлена "система общественной кооперации''[5]

Поистине в Англии семена кооперативной системы были по­сеяны Оуэном", и он явился духовным отцом кооперативных фаб­рик и кооперативных лавок.

Что касается Фурье, то он после окончания средней школы по­полнял знания путем самообразования, обладал замечательной па­мятью и неуемной фантазией, смог написать много оригинальных трудов. Он жил на скромный заработок мелкого торгового служа­щего и очень хотел сделать счастливыми всех людей на земле.

В истории человечества после "райской" первобытности Фу­рье выделил периоды дикости, варварства и цивилизации. Послед­няя совпадает у него с существующим буржуазным строем и полна противоречий: кризисы происходят от избытка продукции, бед­ность тоже рождается из изобилия и т.д На смену цивилизации должен прийти "строй гармонии".

Первичной ячейкой будущего общества Фурье объявляет фа­лангу, т.е. производственно-потребительскую ассоциацию, на пер­вый взгляд похожую на оуэновскую общину Конечно, фаланга то­же занимается распределением необходимых людям предметов и их производством, причем в ней механизированное сельское хозяйство соединено с промышленным производством Участники фаланги (приблизительно 400 семейств) располагаются в огромных дворцах - фаланстерах. Фаланга живет без узды нравственного долга, люди здесь действуют сообразно своим страстям - и в процессе произ­водства, и в бытовой сфере[6].

Фаланга обладает чертами и коммуны, и акционерного обще­ства. Во-первых, она создается на средства предпринимателей, которые вкладывают свой капитал путем приобретения акций и становятся членами фаланги. Неимущие в первое время делают взнос своим трудом Во-вторых, доход фаланги должен рас­пределяться соответственно капиталу (4/12), труду (5/12) и таланту (3/12) Предполагалось со временем увеличить долю труда в общем доходе

Таким образом, в системе Фурье сохранялись частная собст­венность, классы, нетрудовой доход. Такое положение вещей, по мнению этого гениального мыслителя, обеспечивало фалангу при­током капиталов (их должны вносить богатые), собственной рабо­чей силой (исчезает эксплуатация наемного труда), стимулировало рост производства (есть заинтересованные в доходе). Сотрудниче­ство богатых и бедных внутри фаланги превращает первых в тру­жеников, а вторых - в акционеров (собственников). Конечной це­лью создания сети фаланг был переход к идеальному "строю гар­монии".

Излишне говорить об утопичности этого плана социального переустройства общества; все попытки создания фаланг в Америке и Европе успеха не имели.

Зато многие английские и французские ученики и последова­тели Оуэна и Фурье, по-своему истолковывая их пророчества и от­клонившись от главной линии "патриархов социализма", впослед­ствии внесли большой вклад в развитие кооперативного движения Если Оуэн и Фурье преследовали возвышенные, но фантастические цели, то ученики и последователи нередко выступали в роли ини­циаторов создания вполне приспособленных к "земным" условиям кооперативных обществ, отвечающих повседневным потребностям своих членов. Оуэнисты и фурьеристы издавали кооперативные журналы, пропагандировали идеи мирной, экономической демокра­тии, ассоциации потребителей и производителей.

Таким образом, учения о кооперативном движении "отпоч­ковались" от более обширного и высокого общественного идеала С развитием самого кооперативного движения учения о нем получили самостоятельную жизнь, но их родовая связь с представлениями о лучшем будущем сохранилась.

Во второй половине XIX века в европейских странах активно обсуждался вопрос о необходимости и путях перехода от капита­лизма к социализму. Разброс мнений был большой, но два пути об­наружились вполне отчетливо: один - революционный, немирный, другой - эволюционный, мирный. Большинство кооперативов сде­лали выбор в пользу второго пути.

Так оформилась теория постепенного мирного преобразования об­щества чисто кооперативными средствами (вариантом является за­воевание кооперацией ведущей роли в экономике). Для данной тео­рии характерны, с одной стороны, преувеличение роли и социально преобразующих возможностей кооперативов, а с другой - полное отрицание идеи классовой борьбы, диктатуры пролетариата, экс­проприации буржуазии. Сторонники этой теории выступают за про­ведение общественных реформ, сотрудничество классов и граждан­ский мир, чего не приемлют представители наиболее радикальных, левых партий.

Вместе с тем довольно значительная часть кооператоров не расстается с идеей социализма. Указанная выше теория в 1904 г. получила название "кооперативного социализма". Помимо "кооперативного социализма" существуют антикооперативные тео­рии, концепция "кооперативного капитализма" и др. Сама теория "кооперативного социализма" не однородна, многовариантна, включает различные направления, школы.