Старая историческая школа (В.Рошер, Б.Гильдебранд)

Старая историческая школа. 1843 год – появилась, когда Рушер издал программу университетских лекций по политэкономии с позиций исторического метода (народ – это не масса индивидов, живущая в настоящем времени, поэтому история хозяйства не терпит ограничения во времени; необходимо сравнивать хозяйственную жизнь всех наций и народностей; экономические учреждения нельзя ни порицать, ни восхвалять, а нужно их просто анализировать; исторический метод, должен информировать о том, чего хотели народы, к чему стремились и чего добились).

Вильгельм Рушер. 1817 – 1894 год.

«Система народного хозяйства» (1854-1894). Имела подзаголовок «Книга для предпринимателей и учащихся».

Еще одна книга «Взгляд на народное хозяйство с исторической точки зрения».

Рушер критиковал Смита:

1. За объяснение экономических отношений, за стремление человека только к материальной выгоде.

2. За идеи универсальных экономических законов, не учитывающих особенности отдельных стран.

Экономическую науку он определял как учение о законах развития экономической жизни народа. Он выделял этапы развития и их объяснение. По критерию ведущего фактора производства этапы:

1. Древний (земля)

2. Средневековый (труд свободных ремесленных цехов)

3. Новый (главный фактор – машинное производство и капитал)

Бруно Гильдебрандт (1812 – 1878).

Задача современной национальной экономики – изучать хозяйственные изменения и нововведения, которые происходят у европейских народов в их исторической связи и научной обоснованности. Предлагал рассматривать общий уровень благосостояния общества, выступал за социальные реформы.

Выступал против абстрактного метода. Предлагал рассматривать экономическую науку, как часть более широкой науки – общей теории культуры, которая связана с познанием людей, их опытом, общественными изменениями и прогрессом. Необходимо рассматривать, как народы переходят с одной ступени общественной культуры на другую. Какие задачи решает то или другое поколение. Выделял 3 этапа в развитии общества:

1) Натуральное хозяйство

2) Денежное хозяйство

3) Кредитное хозяйство

Новая историческая школа

С 70 – 80 гг. 19 в. идеи новой истор. школы были во многих европ. странах, но ядро находилось в Германии.

В центре внимания- методология эк. исследований. Они искали альтернативные методы (классич. и неокласс. направления) объяснения эк. жизни общества.

Выступали против методов изолированной абстракции, т.е. построение теорий на основе потерявших связь с реальностью утверждений, а также подвергли критике маржиналистские утверждения касательно правомерности математических исследований в эк. науке.

При трактовке предмета эк. исследований, использовали данные из психологии, права, этнографии и т.д. большое внимание уделяли нац. Факторам.

Важную роль в эк. жизни оставляли государству.В школе существовало 2 направления:

1. Консервативное – с гл. Шмоллером

2. Либьеральное – гл. Брентано

Оба были против революции

Шмоллер: (Основы общего учения о народном хоз-ве)

Предложил вариант ступеней эк. развития, используя в качестве критерия классификации обществ. формы организации и выделил: домашнее, городское, территориальное, государственное, мировое хозяйства.

Пришел к выводу, что необходимо сильное гос-во, охраняющее обществ. интересы. Важный фактор стабильности – соц. законодательство. Предлагал предоставить низшим классам большую долю соц. прогресса.

Брентано: либерал, но для регулирования революционного движения важную роль отводил законодательству.

Выступал против прожиточного минимума по з/п, т.к. решающее влияние на ур. з/п оказывает соотношение сил на рынке труда. Труд- это не товар, он состоит в непрерывной связи с работником.

Новые историки создали «Социально-политический союз» и в 1872 г. был конгресс по вопр. соц реформы, на нем присутствовали «историки» и их оппоненты (эк. либералисты), которые назвали «историков»-катедер – социалистами (социалисты за профессорской кафедрой), они считали, что хоз. цели должны быть этически мотивированы и решение всех соц. вопросов должно происходить посредством вмешательства гос-ва.

Под влиянием идей новой историч. школы в Германии укрепилась теория гос. социализма.

20 век. Вернер Зомбарт «Современный капитализм»:

Был сторонником крайнего национализма, большое значение придавал хоз. духу. Предложил собственную классификацию ступеней эк. развития: индивидуальное (индивидуалистическое), переходное и общественное (социальное). Его работы: «Герои и торговцы», «Немецкий социализм» - свойственен крайний национализм

Вебер: умеренный национализм, против расизма, за индивид. свободы. Обращал внимание на внешнеэк. факторы (полит, религ, этич). Особенное интересовала связь религии с экономикой, то есть влияние религии на развитие капитализма. Это показано в работах: «Протестантская этика и дух капитализма», «Хоз. Этика мировых религий», «История хоз-ва».Считал, что развитию капитализма помогла протестантская религия.