Данские права — 1954-1964 гг.; массовое черное движение —

Гг. Десятилетнее движение за гражданские права

Охарактеризовалось расширением и усилением сопротивления

274 "ЧЕРНАЯ ЭСТЕТИКА'

Сегрегации, формированием ненасильственных активистских

Организаций, философской расовой интеграции, достижением

Определенных успехов в юридической сфере и средствах массовой

Информации. Главной фигурой этого периода был Мартин Лютер

Кинг.

Постепенно, однако, вдохновленные примером антиколониаль-

Ных движений в Латинской Америке, Азии и особенно Африке,

Появились новые лидеры, призывающие негритянское население

Америки к черному национализму, сепаратизму, бунтам, негритю-

Ду, африканизму. Вождями этого движения стали Малколм Икс,

Клейтон Пауэлл мл., Стоукли Кармичел.

В области культуры было выработано понятие "черной эстети-

ки" Годы освободительного движения отмечены небывалым

подъемом черного искусства, получившим название "нового

ренессанса" (New Renaissance). Особенностью его было возрож-

дение "этнопоэтической чувствительности" к ритуальным истокам

Иск-ва, устному игровому началу поэзии и драмы, местным тради-

Циям и обычаям малых народов, коллективным контекстам коло-

Низированных культур. Ассимиляция этнич. литератур с евро-

Амер. традициями неизбежно вела к качественной деформации

Этих литератур. Особенно важным было то, что утверждалась не

Только новая эстетика и критика, но и принудительно иной канон,

Новый курс амер. литературы в целом. Англо-саксонская лит-ра

Рассматривалась лишь как одна из многих этнич. литератур в

США. "Проект этнопоэтики" был направлен на то, чтобы подор-

вать доминирующее интеллектуальное влияние " англо -

ортодоксальности" (Anglo-conformity). Концепция Ч. Э. явилась

Наиболее очевидным результатом этой позиции.

В июне 1964 г. Малколм Икс основал Организацию афро-

Амер. единства, одной из основных целей к-рой было провозгла-

шено следующее: "Наша культурная революция призвана прибли-

зить нас к африканским братьям и сестрам... Афро-американцы

Будут свободны в творчестве только тогда, когда они смогут

Опираться на афро-американскую общность и будут поддержаны

Ею. Афро-американские художники должны осознать, что здесь

- источник их вдохновения" (1, с. 563). Интеграции как политич.

Цели М. Икс противопоставлял поиски культурной автономии,

Базирующейся на братстве всех людей африканского происхожде-

Ния. Стандарты черного иск-ва коренятся и исходят из общности

Черной жизни. Белая евро-амер. эстетика нерелевантна для чер-

Ного человека.

"ЧЕРНАЯ ЭСТЕТИКА" 275

В период массового черного движения негритянская лит. кри-

Тика приобрела особое влияние. В этой области работали мн.

писатели, например, Амери Барака (новое, суахильское по проис-

Хождению имя писателя Лероя Джонса, к-рое в 1968 г. он пред-

почел прежнему, "рабскому имени") и Лэрри Нил, издатели -

Хойт Фуллер, ун-тские профессиональные критики - Аддисон

Гейл мл., Стивен Хендерсон, Дарвин Т Тёрнер. 70-80-ые годы

В области лит. критики отмечены двумя заметными явлениями.

Во-первых, формировалось влиятельное молодое поколение

Черных критиков, наиболее активными среди к-рых стали Хаустон

А. Бейкер мл. и Генри Луис Гейтс. Во-вторых, обособилось

Феминистское крыло черной лит. критики, представленное писа-

Тельницами Тони Кейд Бамбарой, Мари Эванс, Одри Лорд,

Алисой Уолкер. Профессиональными критиками были Барбара

Кристиан, Глория Т Халл, Барбара Смит, Эрлен Стетсон и

Мари Хелен Вашингтон. Они всячески способствовали институа-

Лизации черной лит. критики и включению ее в программы амер.

ун-тов и колледжей.

Хойт Фуллер, издатель журн. "Negro Digest" переименован-

ного в 1970 г. в "Black World", был одним из тех влиятельных

Литературоведов, к-рые содействовали практике становления

Ч. Э. с середины 60-х до начала 70-х годов. В своей работе "К

черной эстетике" (1968) он писал о трудностях этого процесса.

Главное в "этом деликатном и опасном эксперименте - появление

Новых черных критиков, которые оказались бы способными

Формулировать и изложить основы новой эстетики и сделать