Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания

1. Онтология - это учение:

а) о ценностях, об их происхождении и сущности;

б) о бытии как таковом;

в) о духовной культуре общества и человека.

г) о сущности человеческой истории.

2.Фундаментальные понятия, отражающие наиболее существенные, устойчивые

и повторяющиеся связи и отношения действительности и познания.

а) Термины;

б) Категории;

в) Законы;

г) Универсалии.

3. Способом существования материи является:

а) пространство;

б) время;

в) система.

г) движение;

4. Форма бытия материи, выражающая длительность ее существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех материальных систем

а) время;

б) пространство;

в) движение;

г) взаимодействие;

5. Форма бытия материи, характеризующее ее протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие элементов во всех материальных системах

а) время; г) развитие;

б) пространство;

в) движение;

6. Универсальной формой существования материи является

а) неподвижность; г) определенный набор форм;

б) сознание;

в) движение;

7. Существенная, устойчивая и повторяющаяся взаимосвязь – это

а) явление;

б) закон;

б) диалектика.

д) детерминизм;

8. Материалисты утверждают, что материя – это

а) пассивное начало, преобразующееся под воздействием сознания;

б) объективная реальность, данная человеку в ощущениях;

в) абсолютное Единое;

г) абстрактное понятие.

9. Объективный идеализм признает следующие положения:

а) мир состоит из материальных тел, а каждое тело - из мельчайших частиц;

б) мир создан богом, и все происходит в нем по воле свыше;

в) мир есть совокупность переживаний, представлений, стремлений и идеалов конкретного человека;

г) мир видимых вещей - это лишь отражение действи­тельного мира совершенных первообразов, существую­щих вечно и неизменно.

10. Какой закон диалектики наглядно иллюстрирует таблица химических элементов Д.И. Менделеева

а) тождества материи и сознания;

б) перехода количественных изменений в качественные;

в) сохранения материи;

г) отрицания отрицания.


Тема 2.3. Этика и социальная философия.

1. Общество является предметом исследования такой философской

науки, как:

а) культурология; б) социальная философия;

в) гносеология; г) политология.

2. Понятие «общество» используется чрезвычайно широко. Из приведенных толкований выберите философское:

а) группа людей одной профессии, которые создают организацию, основанную на общих для них интересах;

б) формально неорганизованная группа людей, но имеющая общие интересы и ценности (имеющая общий «стиль жизни);

в) географическое образование, связанное воедино правовой системой и имеющее определенное «национальное лицо»;

г) совокупность людей и их взаимоотношений.

3. В марксизме утверждается, что структура общества вытекает из:

а) жизни людей согласно их речевым актам;

б) истолкования смысла социальных действий людей;

в) формы материального производства;

г) соответствующего общественного договора.

4. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхода, при котором общество – это:

а) воплощение совершенной идеи справедливости;

б) открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»;

в) продолжение природы и космических закономерностей;

г) «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего».

5. В марксизме процесс развития общества описывался в виде:

а) циклов;

б) стрелы;

в) спирали;

г) маятника.


6. Против самой идеи прогресса в человеческой истории выступали:

а) К. Сен-Симон и Г. Спенсер;

б) Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров;

в) К. Маркс и Ф. Энгельс;

г) Ф. Ницше и А. Камю.

7. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление:

а) герменевтики; в) постмодернизма;

б) структурализма; г) синергетики.

8. Социальный институт, который представляет собой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, называется:

а) семья; в) собственность;

б) государство; г) власть.

9. На современном этапе мощных социальных потрясений важную

роль играют гуманистические концепции, отражающие общечеловеческие

идеалы и цели общественного развития. А. Швейцеру принадлежит концепция:

а) «заслужи любовь ближнего»;

б) «путь ненасилия»;

в) «благоговение перед жизнью»;

г) «цель для человечества».

10. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

а) государству;

б) нации;

в) экономике;

г) науке.


Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение.

1. Укажите верное положение:

а) человек и его поведение определяются биологическими законами;

б) человек – это социальное существо, биологические факторы не влияют на его поведение;

в) решающее влияние на поведение человека оказывают инстинкты;

г) человек, прежде всего, социальное существо, но на его поведение оказывают влияние и биологические факторы;

2. Неповторимое своеобразие отдельного человека (внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, – это:

а) индивид; б) индивидуальность; в) личность; г) субъект.

3. С точки зрения гедонизма смысл жизни состоит в том, что:

а) жизнь – это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов;

б) жизнь – это стремление к счастью как подлинному назначению

человека;

в) жизнь – это наслаждения, желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас;

г) жить – значит из всего извлекать пользу.

4. Лишение человека свободы, трансформация человеческой деятельности и ее результатов в самостоятельную силу, превращающую субъекта в объект, в философии понимается как:

а) произвол; б) фатум (рок); в) предопределение; г) отчуждение.

5. Ответственность человека за свои поступки возможно только

при наличии:

а) выбора; б) вины; в) непреодолимой силы; г) необходимости.

6. Что означает понятие «антропогенез»:

а) возникновение человека; б) совокупность генетических признаков человека;

в) соответствует термину «человеческий ген»; г) общечеловеческая история;

7. Что такое свобода:

а) свобода – это способность самоопределения;

б) свобода – это способность самоосуществления;

в) свобода – это познанная и учитываемая в деятельности необходимость;

г) все перечисленное?

8. Утверждение, что существование человека предшествует его

сущности характерно для:

а) персонализма; б) философской антропологии;

в) экзистенциализма; г) марксизма.

9. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху:

а) античности; в) Возрождения; б) средних веков; г) Нового времени.

10. Согласие с каким утверждением означает географический детерминизм:

а) законы развития общества отличны от законов природы;

б) географическая среда определяет политический строй, экономику, культуру и мораль живущего в ней народа;

в) географическая среда может ускорить или замедлить ход исторического развития;

г) природная среда – необходимое условие существования людей.


ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ

№ тестового задания № темы
1.1 В В Г А Г Г А Г Г В
1.2 Г Г В Б В Б Б В В В
1.3 Г В Б В Г В Б Г А Б
1.4 В Б В Г Б Г Б Д Б В
2.1 В В А А Б В Г Б В Г
2.2 Б В Г А Б В Б Б Г Б
2.3 Б Г В В В Г Г В В Г
2.4 Г Б В Г А А В В Г Б

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

Номер изме-нения Обозначение документа Номер листа Всего листов в документе Подпись ответственного за внесение изменения Дата внесения изменения Дата введения изменения
измененного замененного нового изъятого