Понятие научной парадигмы, история науки как смена парадигм. История науки с точки зрения теории научно-исследовательских программ

УШАКОВ:

  Две широко известных концепции развития науки, научного знания, учитывающие процессуальность науки, откровенно включающих исторический аспект, чего не было у неопозитивистов. - Нередко характеризуются как постпозитивистский подход. ПАРАДИГМА - от греческого «образчик» - образец деятельности который в своем применении варьирует, обогащается, уточняется, действует как направляющее, структурирующее начало дальнейших действий, управляет текущими научными разработками; - (*у Куна): некоторое концептуальное, теоретическое достижение, служащее руководством научной деятельности; - пример решения задачи, служащий базой дальнейшего усовершенствования данного способа решения, его приложений к классу более трудных задач, разработки в сторону обобщения и конкретизации; - уточняется с помощью явных правил; - модель деятельности; - Богатство смыслов - синоним мировоззрения - синоним картины мира - синоним стиля мышления, др; - Объединяет научное сообщество; - Придает научной области черты зрелой науки; Нормальная наука - наука в стадии наличия парадигмы; - характеризуется практикой исследования задач, имеющих однотипные решения; - преобладание задач-головоломок, т.е. имеющих решение в рамках данной парадигмы; - наличие ограничений на возможные решения; - демонстрирует высокую эффективность парадигмы; - нацелена на совершенствование парадигмы; - преобладание известной консервативности; - связана с поступательным движением познания ко все более изощренным задачам-головоломкам; - носит явно кумулятивный характер. Научная революция как смена парадигмы: - постепенное накопление трудностей, аномалий, исключений из правил в рамках данной парадигмы; - аномалии появляются только на фоне парадигмы (Т.Кун); - длительность и неоднозначность обнаружения аномалий; - постепенное осознание научным сообществом недостаточной эффективности парадигмы - переход к состоянию кризиса парадигмы; - переход к стадии «экстраординарной науки» - появление серьезного конкурента - поляризация научного сообщества; - Научная революция - процесс смены парадигмы научной деятельности. - Примеры научных революций - Коперник - Лавуазье - Ч.Дарвин; - радикальные изменения в облике научной области - ученые начинают «видеть мир по-другому» - новая характеристика универсума, некоторой его части; - пересмотр оснований и методологии предметной области; - формирование новых перспектив на базе новой парадигмы - но многочисленные осложнения (Коперник не более точен, чем Птолемей); - невозможность логико-методологической оценки приемлемости-неприемлемости новой парадигмы; - особая роль представлений о сравнительном потенциале старой и новой парадигм; - Эвристический импульс новой парадигмы - появление уверенности в разрешимости задач, неразрешимых в рамках старой парадигмы; - Увеличение сторонников новой парадигмы по мере накопления решений задач на основе новой парадигмы - особенно задач-головоломок; - Укрепление и завершение процесса принятия новой парадигмы; - Затем все по-новому подобным же образом. НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ПРОГРАММА - совокупность базисных идей, разворачивающаяся в некоторую последовательность сменяющих друг друга теорий. - Связана с именем И.Лакатоса (Лакатоша); Составляющие программы: -- 1) «Жесткое ядро» - исходные положения философского и частнонаучного характера - сохраняется во всей последовательности теорий; -- 2) Эвристика - принципы, предписывающие, что следует (положительная эвристика) и чего не следует (отрицательная эвристика) делать ученому - положительная: выбор проблем и методов - отрицательная: чего следует избегать, запрет на немедленное отрицание положений «ядра» в случае рассогласования с эмпирическими данными; -- 3) «Защитный пояс» - совокупность вспомогательных гипотез вокруг ядра, нацеленных на устранение разногласий с данными эмпирических проверок. - Отражает, по мнению Лакатоса, динамику научного познания; - Связана с комплексами научных идей, сохраняющими свое влияние весьма продолжительное время - позволяет долгое время работать в ситуациях серьезных конфликтов теорий с эмпирическими свидетельствами; - Учитывает ситуации рациональной неразрешимости в развитии науки (**??); - Позволяет выйти за рамки измерения процесса научного познания в единицах теорий и мыслить в терминах более крупных концептуальных образований (**?! - прообраз будущей многоуровневой, политеоретической организации научного знания); - Предлагает новый масштаб рационального истолкования хода научного познания - рациональную реконструкцию; Примеры программ: -- 1) теория тяготения Ньютона - постепенная переработка контрпримеров в подкрепляющие факты - в частности, в связи с проблемой наблюдаемого движения Луны; -- 2) микробиологическая программа Луи Пастера - искать бактериальную причину болезней - в целом оправдалась; -- 3) другие примеры - концепции эволюции - фрейдовский психоанализ - корпускулярная теория света, др. Функционирование научных программ: - НИП - структурирующее начало - задает области исследований зрелый характер - ведет к осознанному деланию науки - исследователь знает, чтоон делает и для чего; - Ядро НИП - основное теоретическое содержание - нечто неопровржимое - принимается конвенциально - наличие иммунитета, запаса прочности; Критерий выбора НИП из числа конкурирующих - по Лакатосу- способность НИП справляться с эмпирическими данными (объяснять их и предсказывать новые) - Если лучше справляется, то НИП есть прогрессирующая - Если хуже, то регрессирующая; - У прогрессирующей НИП теоретический рост опережает эмпирический рост - успешно предсказывает новые факты - Регрессирующая НИП преобладание ретроспективного объяснения фактов, у нее также быстро растет число вспомогательных гипотез (ad hoc); - Научные революции являются победой прогрессирующих НИп над соответствующими регрессирующими НИП; - Научное познание представляет собой процесс возникновения, развития, взаимодействия и конкуренции научно-исследовательских программ; - Лакатос исходит из принципиальной сравнимости НИП (См.: Кун о парадигмах). ПРОБЛЕМНЫЙ ПОДХОД Л.Лаудана - проблеморешающая модель научного познания: - Цель науки - создание теорий с высокой проблеморешающей эффективностью; - Прогресс науки означает, что новая теория может решать больше проблем, чем предыдущая; - При этом следует различать 1) эмпирические научные проблемы (связаны с объяснением фактов) и 2) концептуальные проблемы (связаны с внутренней логикой развертывания теории - внутренняя противоречивость, двусмысленность постулатов); - Аномальные эмпирические и концептуальные проблемы являются показателем недостатков теорий; - Позволяет согласовать когерентный и корреспондентный принципы рассмотрения познания, истинности научного знания; - Научное продвижение складывается из двух частей: 1) эмпирических подтверждений и 2) концептуального развития; - Проблемный подход приводит Лаудана к методологии исследовательских традиций. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ТРАДИЦИИ Л.Лаудана - развитие идей Лакатоса - это комплексы убеждений, имеющих фундаментальный характер; - Всякая исследовательская традиция (ИТ) состоит из: 1) онтологических представлений (сущности, процессы данной области) и 2) теоретико-познавательных и методологических норм (как должно исследовать); - ИТ реализуются в виде семейств теорий, как совместимых, так и конкурирующих между собой - Семейства теорий объединяются принятием одной и той же базовой онтологии и одних и тех же методологических норм; Функции ИТ: - 1) отбор допущений, непротиворечивых относительно базисного знания; - 2) определение тех частей теорий, которые должны быть усовершенствованы; - 3) формулирование правил сбора данных и проверки теорий; - 4) постановка концептуальных проблем для тех теорий из традиции, которые нарушают ее требования; - Наличие в концепции ИП перспективного компонента в оценке теорий и традиций - более сложный подход, чем у Лакатоса, ориентировавшегося больше на то, что уже есть. - Нацеленность Лаудана, как и Лакатоса, на рациональную реконструкцию хода научного познания - позволяет объяснить многое в науке, что обычно кажется иррациональным.