Для подготовки к тестам №5-6 по Истории философии

33. Центром философии Просвещения была: (1. Италия; 2. Франция+; 3. Германия; 4. Великобри­тания)2

34. Конфуцианская этическая философия долг ставила выше интересов, следовательно, она была: (1. алогичной; 2. негуманной; 3. элитарной; 4. Неэвдемонистской)2.

35. Стихийный диалектик Гераклит находил начало всего сущего в: (1. идеях (эйдосах); 2. огне; 3. атомах; 4. Воде)2.

36. Этика И. Канта была: (1. эмпирической; 2. эвдемонистской: 3. неэвдемонистской; 4. Атеи­стической)3

37. Согласно И. Канту: (1. рассудок (Verstand) – низшая познавательная способность, разум (Vernunft) – высшая познавательная способность; 2. рассудок познает предметы с внутренней стороны, а разум – с внешней стороны; 3. рассудочное познание использует идеи, а разум выра­батывает понятия; 4. рассудок руководит разумом и направляет прогресс познания)1

38. Как называют учение Людвига Фейербаха? (1. Антропологический материализм+ 2. Теологический идеализм 3. Теологический материализм 4. Антропологический идеализм)

39. Шеллинг отдавал приоритет: (1. субъект-объектному подходу к познаваемому предмету; 2. понятийному познанию; 3. интуитивному познанию; 4. практике в качестве критерия истины)3

40. Кто из философовнеотносится к эпохе французского Просвещения? (1. Д.Дидро 2. Вольтер 3. П.Гольбах 4. Ж.Деррида+).

41. Главной причиной, побудившей людей заключить общественный договор, Т. Гоббс находил: (1. чувство справедливости; 2. имущественное неравенство; 3. пробуждение сознания; 4. страх)4.

42. Зло И. Кант связывал с: (1. эмпирической стороной человека; 2. подавлением голоса совести; 3. трансцендентальной (метафизической) стороной человека; 2. подавлением чувств)1.

43. Древняя форма материализма (гилозоизм): (1. объявляла сознание функцией высокоорганизованной материи; 2. предполагала, что после смерти души вновь рождаются в другом теле; 3. отождествляла материю с живым веществом; 4. считала, что атом – духовная сущность)3.

44. Майя в древнеиндийской философии означала: (1. свойство, качество; 2. иллюзорный мир, производимый желанием, воображением человека; 3. материю; 4. Сознание)2.

45. Принципом сенсуализма является выражение Дж. Локка: (1. мир явлений познаваем, мир сущностей непознаваем; 2. кроме опыта у человека есть врожденные идеи; 3. мыслю, следовательно, существую; 4. нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в опыте)4.

46. Мир, в котором живут люди, оптимален – т.е. он наилучший из всех возможных миров. Зло в нем эфемерно, ничтожно мало – фактически его нет, так как оно не в силах нарушить мировую гармонию. Так учил: (1. Вольтер; 2. Лейбниц; 3. Руссо; 4. Декарт)2.

47. Начало и конец всего древнекитайские философы видели в: (1. у-вэй; 2. инь-ян; 3. Дао; 4. Ци)3.

48. Утопический проект идеального общества, состоящего из 3 неравноправных групп (сословий), разработал: (1. Платон; 2. Аристотель; 3. Фалес; 4. Демокрит)1.

49. Истина обнаруживается (рождается) в споре усилиями двоих (спорящих). Так учил крупный греческий диалектик: (1. Зенон; 2. Платон; 3. Сократ+; 4. Анаксимандр).

50. Согласно средневековой философии, вера – это: (1. результат медитаций и транса; 2. религиозное сознание человека; 3. врожденное знание; 4. условие истинного познания)4.

51. Эсхатология, наиболее характерная для философии средних веков, означает: (1. Социально-политические утопические проекты; 2. учение о конечных судьбах человечества; 3. теорию познания; 4. философию природы)2.

52. Универсалий (общих понятий) нет, есть только единичные вещи. Так полагали (1. гностики; 2. концептуалисты; 3. номиналисты; 4. Реалисты)3.

53. Пантеизм, характерный для философии эпохи Возрождения, означал: (1. веру в единого Бога; 2. отождествление Бога и природы; 3. прекращение дискуссии об универсалиях; 4. возвращение к политеизму)2.

54. Познающему субъекту (человеку) мешают идолы разума – наиболее типичные ошибки (заблуждения), которые укоренены в сознании человека. Так учил: (1. Николай Кузанский; 2. Дж. Бруно; 3. Ф. Бэкон; 4. Дж. Локк)3.

55. Декарт связывал материю с: (1. Творцом (Богом); 2. протяженностью (размером); 3. вечно творящей природой; 4. Движением)2.

56. Для философии Возрождения характерны: (1. схоластика, метафизика; 2. пантеизм, антропо­центризм; 3. номинализм, реализм; 4. патристика, апологетика).2

57. Светский характер философии Возрождения выражается термином: (1. гуманизм; 2. онтология; 3. пантеизм; 2. Клерикализм)1

58. В период Нового времени (XVII - XIX век1. в области философии на первый план выступили проблемы: (1. этики; 2. гносеологии; 3. натурфилософии; 4. аксиологии)2

59. Так называемые идолы разума Фрэнсиса Бэкона – это: (1. принципиальные убеждения; 2. врож­денные идеи; 3. наиболее типичные заблуждения (ошибки), в которые впадает познающий субъ­ект; 4. эмоции, мешающие правильному познанию)3;

60. Теодицея Г.В. Лейбница утверждает: (1. зло в мире исчезающе мало, непродолжительно и не в силах нарушить мировую гармонию; 2. материя – порождение злой силы, дух – порождение доб­рого Бога; 3. границы познания определяются Богом; 4. Бог и природа тождественны)1

61. Согласно Лейбницу, монады бывают следующих типов (1. атомистичные, системные, всеоб­щие; 2. вещественные и невещественные; 3. простые, восприимчивые (чувствующие), сознающие (мыслящие); 4. природные и неприродные)3

62. Дуализм Р.Декарта выражался в идее: (1. возможности познания духовных субстанций и невоз­можности познания материальных субстанций; 2. борьбы двух миров - материального и духов­ного; 3. существования сотворенной и несотворенной субстанций; 4. сугцествованш матери­альной и нематериальной (духовной) субстанций)4

63. Цель просветительской философии Вольтера: (1. подготовить почву для буржуазной революции; 2. раскрыть закономерности общественного развития; 3. разоблачать невежество, источ­ником которого он считал церковь и религию; 4. выяснить связь между общественным развити­ем и географической средой)3

64. Согласно Ж.Ж. Руссо, естественный человек – это: (1. дитя природы, благородный дикарь, 2. свободный человек, отказавшийся соблюдать нормы лживого общества; 3. человек, находящийся в состоянии войны всех против всех; 4. культурный, цивилизованный человек)1

65. Сущностью мирового духа (Weltgeist, Weltseele) Гегель объявил: (1. тождество понятия и действительности; 2. свободу; 3. волю; 4. природу)2

66. Теоцентризм средневековой философии в эпоху Возрождения сменился: (1. диалектикой и ате­измом; 2. натурфилософией; 3. номинализмом и реализмом; 4. пантеизмом и антропоцентриз­мом)4

67. Согласно Т. Гоббсу общественный договор: (1. способствовал расцвету культуры; 2. завершил естественное состояние – войну всех против всех; 3. установил принцип монархического правле­ния вместо прежней анархии; 4. заключают между собой монархи от имени своих народов)2

68. Высказывание "Cogito ergo sum" ("Мыслю, следовательно, существую") характеризует фило­софию: (1. Лейбница; 2. Дж. Локка; 3. Р. Декарта; 4. Ф. Бэкона)3

69. Социальное и политическое устройство зависит от географической среды и условий (климата, рельефа территории). Такое заключение сделано философом-просветителем: (1. Ж.Ж. Руссо; 2. Д. Дидро; 3. К. Гельвецием; 4. Ш.Л. де Монтескье)4

70. Согласно гносеологии И. Канта: (1. мир полностью непознаваем; 2. рассудок познает предме­ты с внутренней стороны, а разум - с внешней стороны; 3. рассудочное познание использует идеи, а разум вырабатывает понятия; 4. разум руководит рассудком и направляет познаватель­ный процесс)4

71. Согласно гегелевской диалектике, источником развития следует признать: (1. движение; 2. противоречие; 3. сознание; 4. Борьбу)2

72. Разработанный Гегелем закон отрицания отрицания (двойного отрицания) связан с: (1. абсо­лютным отрицанием; 2. метафизическим отрицанием; 3. диалектическим отрицанием; 4.внешним отрицанием)3

73. По мысли Ж.П. Сартра, человек - это: (1. сверхчеловек; 2. богочеловек; 3. человекобог; 4. будущее человека©)

74. С точки зрения И. Хейзинги, человек - это существо: (1. изготавливающее орудия; 2. рациональное; 3. играющее©; 4. Символическое)

75. В философии Нового времениТ. Гоббс, Дж. Локк, И. Кант основное внимание в рассмотрении развития науки было обращено на: (1. общество как целостную систему, в которой человек лишь составная ее часть; 2. человека, и общество понималось как совокупность от­дельных индивидов с их способностями, поведением, действиями©; 3. общество, как совокупность объективно данных челове­ку общественных отношений, а человек при этом нахо­дится на пересечении, в «узлах» разнообразных общест­венных связей; 4. человека и общество одновременно, поскольку они яв­ляются взаимодополняющими и постоянно взаимодей­ствующими сторонами)

76. Ход человеческой истории в виде линейного посту­пательного движения прогресс описывался, преимущест­венно, в трудах: (1. немецкого философа К. Ясперса; 2. новоевропейских философов Ф. Бэкона и Р. Декарта©; 3. французского историка и культуролога Ф. Броделя; 4. русского историка и ученого Л. Н. Гумилева).

77. В христианской философии подробно разработана идея о «конце света». Концепцию о «конце истории» выдвинул: (1. Ф. Бродель; 2. П. Сорокин; 3. Ф. Фукуяма©; 4. А. Тойнби)

78. Государство, по мнению А. Блаженного, это: (1. государство, выступая против зла, сеет зло и бывает новым источником зла; 2. государство - это большая шайка разбойников; 3. государство - это машина для подавления одного класса другим; 4. государство - это шествие Бога в мире©)

79. Какой вопроснеотносится к исходным вопросам высших и вечных интересов человеческого разума, согласно представлениям И. Канта? (1. Что я могу знать? 2. Что я должен делать? 3. Что есть моя конечная цель? ©4. На что я могу надеяться?)

80. Согласно Канту, рассудок, как первая предпосылка разума, есть способность: (1. согласовывать внутренние правила с внешней деятель­ностью; 2. ориентации в обыденной жизни; 3. ориентироваться на достижение практических целей и использовать понятия обыденной жизни по определен­ным правилам©; 4. разложения целостных объектов на составные части)

81. В глубинной психологии К.Г. Юнга коллективное бес­сознательное в психике отдельного человека включает: (1. Аниму/Анимуса; 2. архетипы©; 3. маску; 4. Тень)

82. С точки зрения Гегеля, человеческая свобода имеет своей предпосылкой: (1. необходимость©; 2. знание; 3. волю; 4. Произвол)

83. Согласно Г. Гадамеру, предметом понимания явля­ется: (1. Смысл+; 2. Текст+; 3. «суть дела»; 4. Контекст)

84. Мир, в котором живут люди, оптимален – т.е. он наилучший из всех возможных миров. Зло в нем эфемерно, ничтожно мало – фактически его нет, так как оно не в силах нарушить мировую гармонию. Так учил: (1. Вольтер 2. Лейбниц©3. Руссо 4. Декарт)

85. Познающему субъекту (человеку) мешают идолы разума – наиболее типичные ошибки (заблуждения), которые укоренены в сознании человека. Так учил: (1. Николай Кузанский 2. Дж. Бруно 3. Ф. Бэкон©4. Дж. Локк)

Тест№7-8 (Систематический курс)

1. «Бессознательное» в современной философии – это: 1. явления и процессы в психике человека, которые имнеосознаются, но влияют на его поведение©; 2. рефлекторные процессы в организме человека; 3. все, чтонеосознается человеком; 4. нечто, присущее только отдельному человеку

2. Абсолютизация роли и значения чувственных данных в философии связана с направлением: 1. рационализма; 2. реализма; 3. скептицизма; 4. Сенсуализма©

3. В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена: 1. государству; 2. нации; 3. экономике; 4. Науке©

4. В западноевропейской философии рационализм пре­имущественно развивался на основе метода: 1. аналогии; 2. индукции; 3. дедукции©; 4. Анализа

5. В марксизме утверждается, что структура обще­ства вытекает из: 1. жизни людей согласно их речевым актам; 2. истолкования смысла социальных действий людей; 3. формы материального производства©; 4. соответствующего общественного договора

6. В обосновании возможности предсказания будущего онтологический аспект основывается на том, что: 1. поскольку возможности познания безграничны, а прогнозирование также вид познания, то само прогнозирование возможно 2. человечество стремится, исходя из собственного опыта развития, моделировать будущее 3. предвидение возможно из самой сущности бытия - его объективных законов, причинно-следственных связей© 4. существуют возможности сознания и мозга к опережающему отражению действительности

7. В развитии философии нет: 1. преемственности; 2. научных достижений; 3. ценностной составляющей; 4. устаревших идей©

8. В русском космизме общество интерпретируется с точки зрения так называемого «натуралистического» подхо­да, при котором общество - это: 1. воплощение совершенной идеи справедливости; 2. открытая система, действующая на основе «социальных технологий» и «социальной инженерии»; 3. продолжение природы и космических закономерностей©; 4. «град земной», стремящийся к совершенству «града божьего»

9. В современной философии это понимается как выс­шая ступень логического понимания; теоретическое, рефлексирующее, философски мыслящее сознание, оперирующее ши­рокими обобщениями и ориентированное на наиболее полное и глубокое знание истины. Это - 1. рассудок; 2. разум©; 3. мышление; 4. Ум

10. В философии «агностицизм» понимается как : 1. рассмотрение процесса познания; 2. рассмотрение объектов познания; 3. полное или частичное отрицание принципиальной воз­можности познания©; 4. сомнение в возможности познания

11. Важнейшим элементом, связывающим личность и общество, являются потребности, нормы, ценности и идеалы. К духовным потребностям, формируемым обществом, относится: 1. стремление обеспечить достойный уровень жизни 2. стремление обогатить внутренний мир, приобщиться к ценностям культуры © 3. стремление к сохранению жизни, потребность в питании 4. стремление получить должную оценку со стороны общества

12. Главной причиной, побудившей людей заключить общественный договор, Т. Гоббс находил: 1. чувство справедливости 2. имущественное неравенство 3. пробуждение сознания 4. страх©

13. Древняя форма материализма – гилозоизм: 1. объявляла сознание функцией высокоорганизованной материи 2. предполагала, что после смерти души вновь рождаются в другом теле 3. отождествляла материю с живым веществом© 4. считала, что атом – духовная сущность

14. К источникам саморазвития обществанедолжно относиться: 1. взаимодействие общества и природы; 2. использование техники и новых информационно-технологических возможностей в целях совершенство­вания человеческого существования; 3. саморазвитие техносферы и искусственной реальности, кардинально изменяющее статус человека©; 4. развитие духовной сферы в направлении к идеалу

15. К основным формам живого созерцания в теории познания как отражениянеотносится: 1. представление; 2. восприятие; 3. идея©; 4. Ощущение

16. К стадиям развития общества, выделяемым современными западными философаминеотносится: 1. традиционная 2. прогрессивная© 3. постиндустриальная 4. индустриальная

17. Каждый национальный язык является уникальным, поскольку он: 1. позволяет передавать и распространять информацию; 2. способствует совершенствованию профессиональных знаний; 3. является средством общения всех людей между собой; 4. служит средством передачи традиций и является важ­нейшим условием культурной самоидентификации©

18. Какое место занимает философия в культуре общества с точки зрения представителей герменевтики? 1. "главная и главенствующая наука" 2. "основное средство развития гражданских качеств личности" 3. "философиянедолжна стремиться стать особым общетеоретическим мировоззрением, она должна стать конкретной наукой" 4. "философия должна заниматься толкованием языка текстов, его пониманием"©

19. Какой подход к пониманию общества характерен для натуралистической социальной философии? 1. общественная жизнь определяется уровнем, качеством интеллектуального развития общества 2. общество - единый социальный организм со сложной иерархической структурой, фундаментальная роль в котором принадлежит материальному производству 3. основой, определяющей состояние общества, является абсолютный дух, который посредством людей рационально, закономерно выстраивает историю 4. общественная жизнь, общественные отношения естьнечто иное, как взаимодействие автономных индивидов, удовлетворяющих свои природные интересы©

20. Какой подход к понятию "материя" является материалистическим: 1. понятие "материя" ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования 2. материи как самостоятельной реальностинесуществует вообще, она лишь продукт субъективного духа 3. материя объективно существует как порождение первичного идеального духа 4. материя есть основа бытия, а все бытийные формы - дух, человек, общество - порождение материи©

21. Майя в древнеиндийской философии означала: 1. свойство, качество 2. иллюзорный мир, производимый желанием, воображением человека© 3. материю 4. Сознание

22. Материализм - это: 1. принцип научного познания 2. философское направление, утверждающее первичность материи© 3. принцип философского исследования 4. учение о единстве мира

23. На современном этапе мощных социальных потря­сений важную роль играют гуманистические концепции, отражающие общечеловеческие идеалы и цели общественного развития. А. Швейцеру принадлежит концепция: 1. «заслужи любовь ближнего»; 2. «путь ненасилия»; 3. «благоговение перед жизнью» ©; 4. «цель для человечества»

24. Наука как специфический тип духовного производства и социальный институт возникла в эпоху: 1. Нового времени© 2. античности 3. средних веков 4. современную

25. Неповторимое своеобразие отдельного человека внешность, характер, привычки, особенности и т.д.), в противоположность типовым чертам, - это: 1. индивид; 2. индивидуальность©; 3. личность; 4. Субъект

26. Онтология как раздел философского знания - наука о всеобщем, в истории философииненазывалась: 1. первая философия; 2. метафизика; 3. объективная логика; 4. Эпистемология©

27. Основные признаки классов (страт) как социальных общностей - это: 1. общность происхождения, языка, территории, экономической жизни, особенности культуры и психологии 2. половозрастные характеристики индивидов 3. организационные формы трудовой деятельности, решение производственных проблем 4. место в системе общественного производства, отношение к собственности, величина дохода©

28. Ответственность человека за свои поступки воз­можно только при наличии: 1. выбора; 2. вины©; 3. непреодолимой силы; 4. необходимости

29. Ответы на философские вопросы ищут в: 1. религиозных верованиях; 2. мифологических представлениях; 3. научных исследованиях; 4. доводах и умозаключениях разума©

30. Отчуждение во взаимоотношениях человека и обще­ства наступает тогда, когда: 1. человек непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, соединяющего в себе природные, социальные и духовные качества; 2. происходит растворение человека в абстрактных соци­альных качествах, в утрате им контроля над результата­ми своей деятельности в обществе©; 3. осуществляется освоение личностью разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результа­тов; 4. выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности превращаются для отдельного человека в его собственный способ жизнедеятельности в обществе

31. По мысли М. Бубера, смысл и основание собствен­ного бытия для человека обнаруживается в: 1. саморефлексии; 2. самоутверждении; 3. сопереживании жизни других существ; 4. соучастии в бытии других существ©

32. Познание в современной философии преимущественно рассматривается как: 1. значимая информация в аспекте деятельности 2. обусловленный практикой процесс приобретения и развития знаний© 3. объективная реальность, 4. субъективная реальность, данная в сознании действующего человека

33. Понятие, противоположное по смыслу "истине" в гносеологии: 1. предрассудок 2. искажение 3. суждение 4. заблуждение©

34. Поскольку истинанезависит от познающего субъ­екта, она: 1. абстрактна; 2. объективна©; 3. субъективна; 4. абсолютна

35. Как называется учение, принимающее за основу всего существующего одно начало? 1. дуализм 2. монизм© 3. идеализм 4. материализм

36. Практика по своим функциям в процессе познаниянеявляется: 1. движущей силой познания 2. критерием истины 3. успешной заменой теоретических исследований 4. целью познания©

37. Принципом сенсуализма является выражение Дж. Локка: 1. мир явлений познаваем, мир сущностей непознаваем 2. кроме опыта у человека есть врожденные идеи 3. мыслю, следовательно, существую 4. нет ничего в разуме, чего прежде не было бы в опыте©

38. Пространство как форма бытия материинехарактеризует: 1. протяженность объектов 2. последовательность изменений материальных объектов в процессе развития© 3. взаимодействие элементов внутри материальных объектов 4. рядорасположенность или удаленность материальных объектов

39. Против самой идеи прогресса в человеческой исто­рии выступали: 1. К. Сен-Симон и Г. Спенсер; 2. Н. К. Михайловский и П. Л. Лавров; 3. К. Маркс и Ф. Энгельс; 4. Ф. Ницше и А. Камю©

40. Разработанный Гегелем закон отрицания отрицания (двойного отрицания) связан с: 1. абсо­лютным отрицанием 2. метафизическим отрицанием 3. диалектическим отрицанием© 4.внешним отрицанием

41. С точки зрения гедонизма, смысл жизни состоит в том, что: 1. жизнь - это отречение от мира и умерщвление плоти ради искупления грехов 2. жизнь человека - суета и томление духа, и нет от них пользы 3. жизнь - это наслаждения, желательно, как можно более разнообразные, здесь и сейчас© 4. жить - значит из всего извлекать пользу

42. С точки зрения философии моральнеявляется: 1. формой действенно-материальных мер общественного воздаяния© 2. одним из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе 3. предметом специального изучения этикой 4. видом общественных отношений

43. Самосознание человека – это: 1. духовное зеркало для самоизучения и самолюбования; 2. осознание себя человеком в процессе общения с други­ми людьми; 3. осознание себя в процессе освоения материальной и ду­ховной культуры человечества; 4. результат рефлексии, размышления личности о себе са­мой©

44. Совокупность подходов, приемов, способ решения разнообразных практических и познавательных проблем – это: 1. методика; 2. метод; 3. методология©; 4. Механизм

45. Согласно гегелевской диалектике, источником развития следует признать: 1. движение 2. противоречие© 3. сознание 4. Борьбу

46. Согласно диалектико-материалистической концепции развития, закон единства и борьбы противоположностей раскрывает: 1. механизм перехода от старого к новому 2. развитие как высшую форму движения 3. источник развития всего сущего© 4. связи старого и нового, направление развития

47. Согласно Ж.Ж. Руссо, естественный человек – это: 1. дитя природы, благородный дикарь© 2. свободный человек, отказавшийся соблюдать нормы лживого общества 3. человек, находящийся в состоянии войны всех против всех 4. культурный, цивилизованный человек

48. Согласно концепции Л. Н. Гумилева, уровнем орга­низации этносанеявляется: 1. популяция©; 2. семья; 3. группа, община, анклав и т.д.; 4. Субэтнос

49. Согласно концепции М. Вебера, общество – это: 1. жизненный мир, построенный в соответствии с феноме­нологией сознания; 2. понимающее «бытие-в-мире»; 3. свободный практический и творческий выбор; 4. система социальных действий и их смыслов©

50. Согласно средневековой философии, вера – это: 1. результат медитаций и транса 2. религиозное сознание человека 3. врожденное знание 4. условие истинного познания©

51. Сознание рассматривается как свойство высокоор­ганизованной материи, в философском направлении: 1. объективный идеализм; 2. субъективный идеализм; 3. диалектический материализм©; 4. Экзистенциализм

52. Социал-дарвинизм признает, что: 1. человек есть и природное, и социальное существо; 2. в обществе, как и в природе, действует естественный отбор; 3. необходимо иметь целенаправленный контроль над воспроизводством людей; 4. социальные проблемы и конфликтынезависят от при­родных задатков человеческого рода©

53. Социальный институт, который представляет со­бой способ присвоения людьми продуктов материального и духовного производства, а также природных объектов, назы­вается: 1. семья; 2. государство; 3. собственность©; 4. Власть

54. Среди современных концепций истины отсутству­ет: 1. когерентная; 2. соответствия; 3. системная©; 4. Прагматическая

55. Термин "философия" означает: 1. рассуждение; 2. профессиональную деятельность; 3. любовь к мудрости; © 4. компетентное мнение;

56. Устойчивая система взглядов человека на мир, убеждений, представлений, верований, определяющих выбор определенной жизненной позиции, отношение к миру и другим людям - это: 1. миропонимание; 2. мировоззрение; © 3. мироощущение; 4. миропредставление.

57. Утопический проект идеального общества, состоящего из 3 неравноправных групп-сословий, разработал: 1. Платон© 2. Аристотель 3. Фалес 4. Демокрит

58. Фактору случайности в саморазвитии общества основное значение придает современное направление: 1. герменевтики; 2. структурализма; 3. постмодернизма; 4. Синергетики©

59. Философские проблемы изначально и непосредствен­но касаются: 1. природных явлений; 2. объективного мира в целом; 3. социальной жизни; 4. судьбы, предназначения и высших идеалов человека©

60. Философское учение о ценностных отношениях человека и мира - это: 1. аксиология© 2. онтология 3. гносеология 4. методология

61. Форма мышления, отражающая предельно общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, закрепляе­мые в определенияхсловах): 1. понятие; 2. категория©; 3. дефиниция; 4. Термин

62. Цель просветительской философии Вольтера: 1. подготовить почву для буржуазной революции 2. раскрыть закономерности общественного развития 3. разоблачать невежество, источ­ником которого он считал церковь и религию© 4. выяснить связь между общественным развити­ем и географической средой

63. Чтонеотносится к характеристикам движения как способа существования материи? 1. абсолютность 2. универсальность 3. атрибутивность 4. относительность©

64. Чтонеявляется составляющей экономической сферы жизни общества? 1. экономическое пространство 2. способ производства материальных благ 3. институты управления экономикой© 4. производственные отношения

65. Что является источником философского знания, со­гласно Сократу? 1. процесс познания мира; 2. жизнь человека в обществе; 3. знание о неизбежности смерти©; 4. постоянная духовная неудовлетворенность

66. Шеллинг отдавал приоритет: 1. субъект-объектному подходу к познаваемому предмету 2. понятийному познанию 3. интуитивному познанию© 4. практике в качестве критерия истины

67. Эсхатология, наиболее характерная для философии средних веков, означает: 1. Социально-политические утопические проекты 2. учение о конечных судьбах человечества© 3. теорию познания 4. философию природы).

68. Как называется учение о человеке? (1. Антропология+ 2. Гносеология 3. Постмодернизм 4. Человекология)

69. Какая концепция истины используется в основном логиками и математиками (1. Прагматическая 2. Когерентная+ 3. Соответствия 4. Корреспондентная )

70. Какая концепция ответственна за выяснение смысла слова в процессе практики? (1. Корреспондентная 2. Соответствия 3. Когеренции4. Прагматическая+)

71. Каким будет являться английский язык, по отношению к родному языку студента, который его изучает? (1. Метаязыком 2. Интерпретационным 3. Коммуникативным 4. Объектным+)

72. Какой вид объяснения используется историческими дисциплинами? (1. Дедуктивно-номологическое 2. Структурное 3. Гемпеля-Оппенгейма 4. Генетическое+)

73. Кого нельзя причислить к направлению аналитической философии? (1. Г.Фреге 2. Ж.Лакан+ 3. Л.Витгенштейн 4. Б.Рассел)

74. Кто выпадает из ряда постпозитивистов (методологов науки)? (1. Карл Поппер 2. Томас Кун 3. К.Леви-Строс+ 4. Имре Лакатос)

75. Ктонеявляется «разработчиком» английского утилитаризма? (1. А.Смит 2. И.Бентам 3. У.Джемс+ 4. Дж.С.Милль)

76. Ктонеявляется разработчиком концепции ноосферы в ряду независимых ее исследователей? (1. Тейяр де Шарден 2. Чижевский+ 3. Е.Ле-Руа 4. В.И.Вернадский)

77. Кто является автором диалогового характера культуры? (1. М.Бахтин+ 2. А.С.Пушкин 3. Э.Кассирер 4. А.Бергсон)

78. На чем прежде всего концентрирует внимание аналитическая философия? (1. Языке+ 2. Символе 3. Экзистенции 4. Сознании)

79. Языковое выражение обозначающее признак – ... (1. Предикат+ 2. Семантика 3. Эстетика 4. Жаргон)

80. Мировоззрение имеет следующие компоненты: (1. культуру, идеологию, науку; 2. мифологию, религию, философию; 3. рассудок, разум, опыт; 4. мироощущение, миропонимание+)

81. Кто является основателем эстетики? (1. Баумгартен+ 2. Кант 3. Ницше 4. Маркс)

82. Представителем какого русского философского течения принадлежит идея об особом пути Росси, который должен привести ее к мировому лидерству? (1. Западникам 2. Славянофилам+ 3. Марксистам 4. Религиозному антиинтеллектуализму)

83. Говоря о человеке, эти философы говорят, что он существо бунтующее, ищущее возвышенное, преодолевающее однообразное, скучное и тоталитарное. (1. Феноменологи 2. Экзистенциалисты 3. Герменевтики 4. Постмодернисты+ 5. Философы-аналитики)


Дополнительные вопросы

1. Кто из философов создал учение об атомистическом материализме: а) Гераклит; б) Аристотель; в) Сократ; г) Демокрит?+

2. Пантеизм весьма характерный для эпохи Возрождения ( Ренессанса) означал: А) отождествление Бога с природой; + Б) веру в то, что человек – вершина природы; В) веру в неизбежный конец мира (идея страшного суда); Г) предпочтение интуитивного познания по сравнению с понятийным.

3. «Классовая борьба есть движущая сила антагонистических формаций»-утверждает: а) Н.А.Бердяев, б) Ф.Аквинский, в) К.Маркс, г) Гегель.

4. Укажите, какие из данных определений соответствуют подлинному материализму: а) материя – это все то, что не является сознанием; б) материя – абстракция, не имеющая под собой реального основания; в) материя – это объективная реальность, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них;+ г) материя – это все то, что можно увидеть, потрогать, почувствовать?

5. Каковы отличительные особенности научного знания по сравнении с ненаучными? А) системность; Б) интуитивность; В) универсальность; Г) доказуемость+.

6. Понятие «личность» обозначает: а) всех, кто принадлежит к человеческому роду б) единичный конкретный человек в) «тот, кто творит самого себя не благодаря, а вопреки обстоятельствам»+ г) продукт общества.

7. Основная причина возникновения классов в обществе - а) частная собственность; б) интеллектуальные, духовные способности людей; в) личная инициатива и предприимчивость отдельных людей; г) непримиримые интересы людей.

8. Архетип у К.Г.Юнга определяется как феномен.... А) культуры+; б) искусства; в) природы; г) веры.

9. Учение о бытии: а) понятие о мире; б) понятие о человеке; в) понятие о природе; г) предельно общее понятие о сущем+

10. К основным разделам философии относятся: а) онтология+; б) мифология; в) патристика; г) антропология+

11. Проблема первоначала поставлена в философии: а) софистов, б) санкхья, в) конфуцианства, г) милетской школы+

12. Представление, согласно которому, Бог- центр мироздания, называется: А) антропоцентризмом; б) теоцентризмом+; В) моноцентризмом; Г) космоцентризмом.

13. Какое определение понятия «движение» вы считаете правильным? А) движение – это перемещение вообще;

14. движение – это отсутствие покоя; В) движение – это форма бытия; Г) движение – это способ существования материи +

15. Гносеология означает: а) учение о познании +; б) учение о сознании; в) учение о бытии; г) учение о ценностях?

16. Для какого типа мировоззрения характерны фантастичность и синкретичность: а) мифологии +; б) религии;

17. философии; г) науке?

18. Какое определение соответствует понятию «категория» в философии: А) это вид, сорт, ранг людей в обществе; Б) это наиболее общие понятия, раскрывающие существенные связи вещей и явлений объективного мира +; В) причинность, действенность, закономерная связь причины и действия; Г) знание, формулируемое людьми в понятиях, которое имеет свое основание в природе.

19. Веды – это: а) древнейшее индийское религиозное воззрение +; б) наука об обществе; в) направление в философии; г) введение в философию.

Проект идеального государства, в котором люди разделены на три группы (сословия) четко различающиеся по их обязанностям в отношении государства, по правовому статусу разработан: а) Аристотелем; б) Платоном +; в) Сократом; г) Парменидом.

1. "Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот..." – писал К Маркс

2. "Фатальность – это вечный, незыблемый, необходимый, установленный в природе порядок", – считал: (Гоббс; Поппер; Гольбах+; Фейербах; Монтескье)

3. "Человек рожден быть свободным, - а между тем везде он в оковах ", утверждал (Руссо+; Вольтер; Дидро; Ламетри; Гельвеций)

4. Автор высказывания: "Одно и тоже есть мысль и бытие": (Гераклит; Сенека; Анаксагор; Парменид+; Анаксимен)

5. Автор произведения "Диалектика природы": (Энгельс+; Гегель; Фихте; Маркс; Кант)

6. Антисхоластичность, как характерная черта эпохи Возрождения, выразилось в... (критике средневековой философии+; принятии философии средневековья; развитии атеистических воззрений; утверждении авторитета церкви; отделении школы от церкви)

7. Античный философ, выделявший социальность и разумность как две основные характеристики, отличающие человека от животного: (Эпикур; Сократ; Пифагор; Аристотель+; Платон)

8. Атрибут материи: (движение+; хаотичность; время; сознание; системность)

9. В 1721 г. Петр I заменил единоличное управление патриарха на – Святейший Синод, Синод

10. Вера противопоставлялась в средневековье ... (чувству, разуму+, эмоциям)

11. Верховная власть, по определению Дж. Локка: (федеральная; демократическая?; монархическая; законодательная+)

12. Взаимосвязанный процесс становления человека и общества – антропосоциогенез

13. Вид духовенства, осуществляющий систематизированное познание действительности – ...

14. Вид духовного производства, осуществляющий систематизированное познание действительности – наука

15. Вид духовного производства, представляющий собой творения специалистов в области эстетического освоения мира - искусство

16. Внутренняя упорядоченность, согласованность, взаимодействие дифференцированных и автономных частей целого, обусловленные строением – система, структура, единство, целостность

17. Время возникновения марксистской философии (20-е годы XX в.; 80-е годы XIX в.; 40-е годы XIX в.+; б0-егодыХIХв.; 20-е годы ХIХ в.)

18. Время расцвета просветительской мысли во Франции (20-е гг. XVIII в.; 40-е гг. ХVII в.; 40-е гг. ХVIII в.+; 90-е гг. ХVIII в.; 20-е гг. ХIX в.)

19. Врожденная психическая структура, образ, составляющий содержание. коллективного бессознательного - архетип

20. Высшая познавательная способность, превосходящая по своим возможностям и задачам рассудок – разум

21. Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину: (чувство юмора; чувство прекрасного; возможность познания; вера в Бога+; чувство справедливости)

22. Высшее состояние, цель человеческих стремлений в будущем: (сансара; дхарма; карма; прана; нирвана+)

23. Главная причина антропосоциогенеза, по Фрейду: (биологическая+; социальная; духовная; материальная; экономическая)

24. Глобальные проблемы человечества связаны с (взаимодействием общества и природы+; становлением информационного общества; взаимодействием социальных общностей людей+; взаимодействием общества и государства+; антропосоциальными проблемами+; повышением уровня культуры народонаселения)

25. Государственный строй, основанный на однопартийной системе и навязанной государством идеологии – тоталитаризм