Древневосточная философия

- Древняя индия

- Китай

Появились 5тыс. лет на Древнем Востоке.

Мировоззрением этих цивилизаций был сплав религии и философии. При этом философия не выделилась в человеческую форму знания. По этой причине Др. В. Учения называют религиозно-философскими. Известные в Индии, Китае.

ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

  1. Нерасчленённость исследования.

Любая проблема рассматривается в целостности с позиции антологии, этики, психологии.

В большинстве философий школ Д. В. Они соединены, это придаёт энциклопед. Характер.

Восточная философия – всестороннее исследование проблемы.

На В. понятия философия, наука были тождественны.

В Китае понятие «сюэ» - и философия, наука.

2. На В. философские принципы имели непосредственное практическое значение, при принятии конкретного решения.

3. В. ф. имела чётко выраженный идеологический характер, принципы хорошо распростр. для населения. (В. К. - странники – распространители этих идей);

философы – аскеты.

4. Смысл жизни на востоке - признаётся само изменение, а не изменение сосуществования.

5. В. ф. рассматривается как служанка древности, затем религия.

Новые учения трактовались как точные прочтения старых теорий. Философия выступала в качестве комментарий вед и древних книг.

Книга перемен в Китае.

6. Влияние религии с идеей вечной жизни. – Дао –

Земная жизнь – подготовка к слиянию или Дао.

ДРЕВНЕ – ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Возникновение Д.- И. ф. относится к середине 1 тысячелетия до н. э., когда стало формироваться рабовладельческое общество с кастовыми начинаниями.

Власть опиралась на касту военной аристократии «КШАТЛИ» и касту жрецов «брахманы». Древние памятники Веды, собрание гимнов, обрядов, наставлений.

Наставления к религиозной жизни – брахманы.

Араньяки – образ жизни лесных мудрецов, отшельников.

Упанишады – философские комментарии к Ведам.

Источник всего сущего – верховное божество (Ансара) существует вне пространства, времени, не имеет облика. Не познаётся разумом, чувством. Во вселенной проявляется в образе БРАХМАНЫ, творца мира. Управляет через посредников: богов, асуров.

БРАХМАН, воплощаясь в человеке, получает новое имя АТМАН.

АТМАН – рассматривается как первоначало бытия имеющее два облика

- материальный

- духовный

Человек – сущность, тело, но под духовным обликом понимают смысл его телесного бытия, невидимая субстанция.

Невозможность познания духовного божества реального мира рациональным путём.

Знания даются после отречения от реального мира.

Знания истолковываются иррористически, основной путь познания УРРИИ – языческие интуиции.

- ЛАКОЯТИ –

Основателем учения «ЛАКОЯТИ» являлся Лакояти. Учение находилось оппозиции буддизму, боролись за восстановление земной жизни.

Основные идеи:

- нет ни какого мира кроме земного

- нет ада и небес

- всякая вещь имеет индивидуальную природу

- мир состоит из четырёх первоэлементов: земля, вода, воздух, космос

- мир – произвольная комбинация этих элементов, а не божественное создание

- Бог – это миф, его нельзя воспринимать органами чувств.

Локоятики считали, что не материальной души не существует, т.е. когда человек умирает от него ничего не остаётся, что могло бы наслаждаться, страдать.

Единственная жизнь земная, на неё и должен ориентироваться человек.

ЭТИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ ЛАКОЯТИ

Существование тела человека связано с его страданием и наслаждением. Каждый человек в своей жизни руководствуется принципами:

- «КАМА» - «наслаждение»

- «АРТХА» - «польза»

Смысл жизни – получить наслаждения и уход от страдания.

Наслаждение – продукт. деятельность.

Теория познания:

- достижимо то, что воспринимается чувствами

- рациональное познание – к этому учению относились скептически.

ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА

Основатель - принц Сиддхартха Гаутама из рода Шакьямуни стан. буддой «просветлённый». Будда рассмтривает мир как состояние изменяющихся частиц бытия (кхан), как носителей жизненной энергии.

Кханы изменяются, находятся в состоянии совместнозависимого перерождения.

Харма проявляет себя через карму. Бытие человека – следствие прошлого, будущее – следствие настоящего. В основе буддизма лежит проповедь Будды о четырёх истинах.

Отображают суть истины.

  1. Страдание пронизывает всё человеческое существование от рождения до смерти.
  2. Причины страдания:

- постоянное движение дхармы приводит к перерождению сансара, влияние прошлых рождений – карма.

3. Удовлетворение чувственных страстей.

4.Освобождение от страданий через устранение причин страданий.

5.Путь ведущий к освобождению от страданий – путь к НИРВАНЕ.

Ступени к Нирване:

  1. Истинная вера – понимание 4-ёх истин.
  2. Истинная устремлённость, искоренение дурных поступков.
  3. Истинная речь – отказ от лжи, от оскорблений.
  4. Истинное поведение – отказ от нанесения вреда всему живому.
  5. Истинный образ жизни – честный труд, без корысти.
  6. Истинная мысль – отказ от дурных мыслей.
  7. Истинная память – помнить, что нужно бороться с соблазном.
  8. Истинная концепция – совокупность приёмов обуздать свои мысли, чувства.