Вопрос 7. Проблемы человека и возникновения окружающего мира в китайской философии и мифологии

1.Несмотря на то что человек в Китае отождествляется с при­родой и космосом и не выделяется из общества, он занимает центральное место в китайской философии.

Согласно китайской философской традиции человек являет­ся сгустком трех видов космической энергии:

-цзин;

- ци;

- шэнь.

Цзин- энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя"

живого организма.

Выделяются два вида данной психофизической энергии:

- "семя Прежнего Неба" - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные;

- "семя Последующего Неба" - то, что человек накапливает в течение жизни.

Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.

Ци- материально-духовная энергия, которая служит "строи­тельным материалом" всего сущего (в отличие от цзин - энер­гии зарождения).

Энергия ци подразделяется на:

- вещественную ци, благодаря которой вещи и живые орга­низмы приобретают материальную форму;

- духовную ци - душу человека и других живых существ. Духовная ци - основа жизни человека. Удачливый, физически и

морально здоровый человек обладает "светлой", "чистой" ци. Боль­ной, слабый, неудачливый - "тяжелой", "загрязненной", "темной" ци.

Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью - освобождение ци от всего лишнего, очищение души.

Шэнь- неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека (в отличие от ци).

Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения - цзин; энергии материального и духовного существования - ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, - шэнь) китайская философия выделяет два вица сексуальной энергии:

-ян - мужская сексуальная энергия;

- инь - женская сексуальная энергия.

Отсюда все сущее делится на два противоположных начала -мужское и женское.Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).

В основе существования живой и неживой природы, всей ок­ружающей действительности лежит "Тай-цзи"- единство, борь­ба, взаимопроникновение и взаимодополнение ян и инь.

Восприятие китайской философией человекаимеет ряд осо­бенностей. В отличие от западной философской традиции ки­тайская философия:

- не дает четкого понятия человека, пытается вникнуть в сущ­ность человека не путем вывода четких понятий, а путем создания и изучения его образа (поэтому правильнее гово­рить не о понятии человека в китайской философии, а об образах-понятиях как человека, так и иных явлений);

- начинает отсчет человеческой жизни не с момента рожде­ния, а с момента зачатия;

- не исключает человека навсегда из системы человеческих отношений после его смерти, то есть человек (его дух, обла­дающий некоторой телесностью - "шэн") остается в системе человеческих отношений после смерти наравне с живыми людьми - нуждается в питании, заботе, сохраняет прежнюю должность, может быть повышен, награжден, снят с должно­сти, наказан - в зависимости от поведения его потомков;

- выделяет в качестве духовного центра человека не голову (мозг, лицо, глаза и т. д.), а сердце;

- воспринимает человека как часть природы и космоса, не соглашается с идеей господства человека над природой и ос­тальными живыми существами, не приветствует индивидуа­лизм и противопоставление отдельной личности другим чле­нам общества;

- призывает ценить земной отрезок жизни, максимально про­длить его продолжительность.