Вопрос 6. Общее понятие и характерные черты китайской философии

1.Философия Китая в своем развитии прошла три основных этапа:

-VIIв. до н. э. - IIIв. н. э. - зарождение и становление древнейших национальных философских школ;

- III- XIX вв. н. э. - проникновение в Китай из Индии буд­дизма (IIIв. н. э.) и его влияние на национальные философ­ские школы;

- ХХ в. н. э. - современный этап - постепенное преодоление замкнутости китайского общества, обогащение китайской фи­лософии достижениями европейской и мировой философии.

2, Древнейшими национальными философскими учениямив Китае являлись:

- даосизм;

- конфуцианство;

- легизм.

Меньшее распространение получили:

- моизм;

- натурфилософия;

- номинализм.

После проникновения в Китай буддизма (III в. н. э.) и до конца XIX в. (второй этап) основу китайской философии составляли:

- чань-буддизм (национальный китайский буддизм, возник­ший в результате влияния китайской культуры на индийский буддизм, заимствованный Китаем;

- неодаосизм;

- неоконфуцианство.

В ХХ в. национальная китайская философия обогатилась дос­тижениями мировой философской мысли, в частности идеями:

-христианской религии;

- марксизма;

- ведущих европейских философов;

- американской философии прагматизма.

3.Для китайского видения мира и окружающей действительно­сти (что нашло отражение в китайской философии) характерно:

- восприятие своей страны - Китая - как центра существую­щего мира;

- понимание отдельных событий, истории в целом как цикли­ческого процесса;

- осознание своей ответственности перед Небом и Землей за правильное воплощение на Земле космических циклов;

- восприятие человека, природы и космоса как единого целого;

- консерватизм сознания, обращенность в прошлое, боязнь пе­ремен;

- невыделение отдельной человеческой личности из коллектива;

- осознание беспомощности отдельного человека в борьбе про­тив природной стихии (разливов рек, ураганов и др.); при­оритет, отдаваемый коллективным (массовым) формам труда (строительство Великой Китайской стены, строительство плотин, рытье каналов, борьба с наводнениями, ирригаци­онное земледелие и др.); отсюда - уважение и трепет перед организующей силой - государством;

- восприятие человеческой личности, коллектива, общества и государства как единого целого; распространение в обществе вертикальных связей (власти и подчинения), субординации, послушание начальству, восприятие главы государства (им­ператора) высшей объединяющей силой государства, а госу­дарства - объединяющей силой общества, обожествление должности и личности императора, его власти;

- конформизм во взаимоотношениях, предпочтение покою и недеянию;

- понимание жизни прежде всего как жизни духа в телесной оболочке, предпочтение земной жизни загробной, стремле­ние максимально продолжить жизнь отдельного человека на Земле (с помощью трав, физических упражнений, правиль­ного образа жизни иправильного отношения к окружающей -действительности);

- восприятие потусторонних сил как реальности, одушевление умерших;

- уважение к родителям, старшим, почитание предков и духов

("шэнов").