Вопрос 38. Философия субъективного идеализма

1. В отличие от объективных идеалистов (Гегеля и др.), кото­рые считали, что первичная по отношению к материи идея су­ществует сама по себе как объективная реальность, независимо от сознания человека, сторонники субъективного идеализмабы­ли убеждены в том, что:

- во-первых, единственной реальностью является идея;

- во-вторых, что идея существует только в сознании человека, то есть сознание человека является существенной реально­стью, вне которого ничего не существует.

Видными представителями субъективного идеализма явля­лись Беркли, Юм, Фихте.

2. Джордж Беркли(1685 - 1753) - английский философ нового времени, субъективный идеалист. Можно выделить следующие основные идеи его философии:

- само понятие материи ложно;

- существуют отдельные вещи, отдельные ощущения, но еди­ной материи как таковой нет;

- материализм - тупиковое направление в философии, мате­риалисты не способны доказать первичность отдельных ве­щей (которые они именуют материей) по отношению к идее;

- наоборот, первичность идеи легко доказуема - перед изготов­лением любой вещи существует ее идеал, замысел в уме челове­ка, как и замысел окружающего мира в сознании Бога-творца;

- единственная очевидная реальность есть сознание человека;

- со смертью человека и его сознания исчезает все;

- идеи - это самостоятельный субстрат, а не отражение чего-либо, окружающий мир подстраивается под идеи;

- высшим доказательством первичности идеи является сущест­вование Бога; Бог вечно существует и не может исчезнуть, в то время как его творенье, окружающий мир непостоянен,

хрупок и всецело зависит от него.

3. Дэвид Юм (1711 - 1776) - другой английский философ, субъективный идеалист - придерживался следующих взглядов:

- проблема отношения бытия и духа неразрешима;

- человеческое сознание склонно к идеям;

- сам человек есть концентрированная идея (вся человеческая жизнь есть процесс роста его идеальной силы - опыта, знаний, чувств);

- без своей идеальной сущности (например, без воспитания, опыта, системы ценностей) человек не смог бы вообще пол­ноценно воспринять мир;

- человек состоит из двух идеальных начал: "впечатления внешнего опыта" - приобретенные знания и опыт; "впечат­ления внутреннего опыта" - аффекты, страсти;

- аффекты, страсти играют большую роль в жизни человека и в ходе истории.

4. Особый вклад в разработку системы субъективного идеализ­ма внес Иоганн Готлиб Фихте(1762 - 1814) - представитель немецкой классической философии, профессор (в последний годы жизни - ректор) Берлинского университета.

Ключевым моментом философии Фихте было выдвижение так называемой "Я-концепции"Повод к ее выдвижению - про­тиворечия в философии Канта, учеником и сторонником кото­рого был Фихте. Главное противоречие Фихте видел в кантовском разделении познающего субъекта (человека) и непознаваемого ок­ружающего мира ("вещей в себе"). Данное разделение, по Фихте, как и идеал об ограниченных познавательных возможностях разума, антиномиях, окончательно лишает философию надежды выполнить ее главную задачу - объединить бытие и мышление.

Фихте идет дальше своего учителя Канта:

- отвергает саму идею "вещей в себе" - непознаваемой разу­мом внешней реальности;

- единственной реальностью провозглашает внутренне, субъ­ективное, человеческое "Я", в котором заключается весь мир (то есть объединяет бытие и мышление путем помещения бытия внутрь мышления, причем субъективного, перенесе­ния субъекта в объект);

- считает, что жизнь окружающего мира происходит только внутри субъективного "Я";

- вне мышления, вне "Я" самостоятельной окружающей дейст­вительности нет;

- само "Я" - не просто сознание человека, это движение, тво­рящая сила, вместилище окружающего мира, наддействитель­ность, фактически высшая субстанция (по аналогии с высшей субстанцией - Богом в философии Декарта и Спинозы).

"Я" имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром, которые Фихте описываются диалектически по схеме "тезис - антитезис - синтез", а именно:

- Абсолютное Я полагает само себя ("Я" полагает Я);

- "Я" полагает (образует) "не-Я" - внешнюю окружающую действительность (антитезис);

- "Я" (активное творение, начало, субъект, сознание человече­ской личности) взаимодействует с "не-Я" (пассивным нача­лом - окружающим миром) внутри Абсолютного Я (вмести­лища, высшей субстанции).

Взаимодействие между "Я-человеком" и "не-Я" - окружаю­щим миром внутри "Абсолютного Я" - субъективного духа мо­жет быть:

- практическим (от "Я" - к "не-Я"; "Я" - творит, определяет "не-Я", основной вид взаимодействия);

- теоретическим (от "не-Я" к "Я" - второй, более редкий вид взаимодействия, эмпирический, передача опыта, информации из "не-Я" - окружающего мира - в "Я" (конкретное сознание). Другой вопрос философии Фихте - проблема свободы.По Фихте, свобода - добровольное подчинение всеобщей необходимо­сти. Вся человеческая история - процесс распространения сво­боды, путь к ее торжеству. Основа всеобщей свободы - наделе­ние всех частной собственностью.

В конце жизни Фихте стал постепенно переходить с позиций крайнего субъективного идеализма (солипсизма) на позиции умеренного объективного идеализма - начал признавать объек­тивный высший дух, существующий независимо от человеческо­го сознания, объективную реальность - воплощение духа. Преждевременная смерть в расцвете сил (в 1814 г.) помешали Фихте внести изменения и глубже проработать "Я-концепцию". Несмотря на то, что "Я-концепция" осталась незавершенной и была не понята и не принята многими его современниками (особенно материалистами), она остается оригинальным взгля­дом на окружающий мир, его устройство, нетрадиционной по­пыткой его философского осмысления.