Вопрос 33. Атеистическо-материалистическое направление философии французского Просвещения XVIII в

1. Атеизм- направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога в каких-либо его про­явлениях, а также религию.

Материализм- направление в философии, не признающее самостоятельного идеального (духовного) начала в сотворении и бытии окружающего мира и объясняющее окружающий мир, его явления, человека с точки зрения естественных наук.

Атеистическо-материалистическая философия была распро­странена во Франции XVIII в., накануне и во время Великой французской революции.

Ее видными представителями являлись Мелье, Ламетри, Дид­ро, Гельвеций, Гольбах.

2. Жан Мелье(1664 - 1729) - священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и рели­гии (атеизму), философ-материалист:

- не допускал существования ничего сверхъестественного (в том числе и Бога);

- не верил в наличие идей, обособленных от материи, бессмертие души;

- считал, что весь окружающий мир состоит из особой суб­станции - материи;

- материя является первопричиной всех вещей, всего сущего, она вечна, несотворима, реально существует, изменяется и постоянно развивается благодаря заложенному в ней самой свойству - движению;

- материя состоит из мельчайших частиц, в результате комби­нации которых образуются вещи;

- познание - отражение материи самой материей;

- источником большинства знаний являются чувства;

- причиной социальных антагонизмов видел частную собст­венность, которая возникла "по злой воле" некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда;

- выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию сущест­вующего государства и частной собственности;

- в качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.

За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.

3. Жюльен Ламетри(1709 - 1751) также выступал с атеистиче­ски-материалистических позиций:

- полностью отвергал идеализм и теологию;

- считал окружающий мир совокупностью различных прояв­лений единой субстанции - материи, которая несотворима, вечна, бесконечность;

- душа, сознание, чувства, по Ламетри, имеют естественное происхождение, являются свойствами материи;

- поскольку материя самодостаточна, то нет вечной необходи­мости в Боге;

- выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств;

- был утилитаристом - считал, что смысл жизни человека - личное счастье;

- считал частную собственность гарантией свободы человека;

- идеалом государства видел "просвещенный абсолютизм".

4. Дени Дидро(1713 - 1784) - один из самых выдающихся фран­цузских философов-материалистов. Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею создания "Энциклопедии наук, искусств и ремесел"."Энциклопедия" была свободна от религи­озных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искус­ства и знания в области производства, закладывала основы бур­жуазного мировоззрения. В ее создании принимали участие ве­дущие философы эпохи - современники Дидро: Вольтер, Мон­тескье, Кондильяк, Гольбах и др. На создание "Энциклопедии" ушло свыше 20 лет.

Философские взгляды Дидро близки к взглядам других фран­цузских просветителей-материалистов:

- признавал материю единственно существующей субстанци­ей, проявлением которой считал все единичные вещи;

- движение объяснял таким свойством материи, как разнород­ность (взаимодействие бесчисленного множества разнород­ных частей материи приводит к движению);

- отвергал духовное начало мироздания, считал сознание свойст­вом материи;

- в основе общества и государства видел "общественный дого­вор", исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;

- идеалом государства считал "просвещенную монархию", а эко­номики - разделенную разумно, с учетом интересов боль­шинства частную собственность.

5. Сходные взгляды имели такие философы-просветители, как Гольбах(1723 - 1789) и Гельвеций(1715 - 1771).

Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и для обще­ства в целом в том, что они:

- четко выделили два ведущих философских направления - мате­риализм и идеализм ("линию Демокрита" и "линию Платона");

- освободили философию от многих религиозных предрассудков;

- дали более реалистическое определение субстанции - материя;

- выдвинули идею (распространенную в настоящее время) о сознании как свойстве материи отражать саму себя;

- подвергли критике доопытное, сверхчувственное ("чистое") знание;

- обосновали и распространили теорию материалистического сен­суализма (в основе познания лежат чувственные ощущения);

- выдвинули идею о том, что все единичные вещи являются раз­личными комбинациями микрочастиц;

- обратили внимание на движение не как на сверхъестествен­ное явление, а как на свойство материи;

- обосновали идеи социальной справедливости;

- идеологически подготовили Великую французскую революцию.