Вопрос 28. Философия Нидерландов (Голландии) эпохи Возрождения и нового времени

1. Голландия (Нидерланды)стала родиной передовой и прогрес­сивной для своего времени (XVI - XVII вв.) философии. Этому способствовали:

- выдающиеся успехи Нидерландов в ремесле и торговле (ис­пользование новейших технических средств, изобретения, развитое мореплавание, коммуникации);

- более ранние, чем в других странах Европы, буржуазные обще­ственно-экономические отношения;

- первая в Европе буржуазно-демократическая революция;

- высокий уровень грамотности населения, развитое книгопе­чатание, распространение идей гуманизма.

Наиболее выдающимися философами Голландии эпохи Воз­рождения и нового времени являлись:

- Эразм Роттердамский;

- Гуго Гроций;

- Бенедикт (Барух) Спиноза.

2. Дезидерий Эразм Роттердамский(1469 - 1536) - философ богослов, гуманист, представитель так называемого "Северном Возрождения". Основными направлениями его философии были:

- критика и высмеивание средневековой схоластики;

- восхваление раннего христианства (именно в возвращении к идеям и практике ранних христиан - "ренессансе раннего христианства" и отказе от католического идейного, органи­зационного, политического засилья философ видел путь спа­сения христианства как истинной веры);

- призывы к моральному поведению (соблюдению "философии Христа");

- обоснование в качестве идеала государства сильной, но гу­манной монархии.

Самое знаменитое произведение философа (в котором затра­гиваются данные вопросы) - "Похвала Глупости".

Также Эразм Роттердамский пытается объяснить окружаю­щий мир и найти оптимальный путь поведения в нем человека. Он приходит к следующим главным выводам:

- мир двойственен (диалектичен) - все взаимосвязано, все противоположные процессы, явления. Есть разные стороны одного целого;

- необходимо всеми силами избегать эксцессов, аффектов, эк­зальтации, ослепленности какой-либо идеей - всегда соблю­дать спокойствие и трезвость мышления.

Рисуя идеал человека, философ выделяет его хорошие и дурные качества.

К первым (хорошим и желательным) он относит:

- свободу;

- миролюбие;

- воздержанность;

- простоту;

- образованность;

- здравый смысл.

К отрицательным (нежелательным и несущим беду) фило­соф относит:

- фанатизм;

- невежество;

- насилие;

- лицемерие;

- чрезмерную интеллектуальную усложненность (за что он особенно критиковал "схоластику" - "идеологические осно­вы" прогресса того времени).

3. Гуго Гроций(1583 - 1645) - философ, юрист, общественный деятель, яркий представитель социально-политической и право­вой философии Голландии.

Основными проблемами его философских исследований были:

- гносеология (познание);

- государство и право;

- проблемы войны и мира;

- международные отношения.

Гроций стал одним из основоположников теории естественно­го права,в которой можно выделить следующие основные идеи:

- право не дано Богом;

- право изначально заложено в человеке;

- все существующее право можно разделить на два больших раздела - естественное право и писаное (позитивное) право;

- естественное право - это право, заложенное самой человече­ской природой (право на жизнь, право на достоинство, право на свободу и т. д.) - оно должно неукоснительно соблюдаться независимо от того, записано оно в законах или нет;

- писаное (позитивное) право - те нормы поведения, которые создаются человеком и записываются в официальных источ­никах - законах и т. д.;

- официальное (писаное, позитивное) право должно опираться на естественное и не противоречить ему.

4. Бенедикт (Барух) Спиноза(1632 - 1677) стал автором наибо­лее разработанной, полной и обоснованной философской сис­темы Голландии нового времени, последователем Рене Декарта и ярким представителем европейского рационализма.

Предметом философских исследований Спинозы были:

- проблема субстанции;

- теория познания;

- этика, вопрос соотношения свободы и необходимости.

Важная философская заслуга Спинозы - подробная разра­ботка теории субстанции, в которой рассматривалась суть бытия. За основу была взята теория о субстанции Декарта (см. вопрос 27 "Рационалистическая философия Декарта. Учение о субстанции"), с которой Спиноза был в целом согласен, но пытался преодолеть ее недостатки и создать собственную, более совершенную.

Главным недостатком декартовой теории субстанции Спино­за считал ее дуализм, видя в нем противоречивость, которая заключалась втом, что, по Декарту: субстанция - это сущность, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самого себя; все сущности (субстанции), не нуждающиеся для своего существования ни вчем, кроме самого себя, тем не ме­нее сотворены кем-то (чем-то) иным - высшей и единственной истинной субстанцией - Богом и в своем существовании пол­ностью зависит от него.

Отсюда налицо противоречие между независимостью суб­станций от всех других субстанций и одновременной зависимо­стью их всех (и в отношении сотворения, и в отношении суще­ствования) от другой субстанции - Бога.

5. Данное противоречие Спиноза попытался решить, выдвинув самостоятельное учение о единой субстанции,суть которого в сле­дующем:

- не существует различия между высшей субстанцией - Богом и сотворенными им другими Субстанциями;

- существует только одна единая субстанция, которая заклю­чает в себе все сущее;

- данная субстанция заключает в себе окружающий мир (При­роду) и Бога;

- природа и Бог - едины;

- не существует Бога, находящегося и творящего вне Приро­ды, возвышающегося над природой;

- Бог внутри Природы;

- только единая Природа-Бог обладает способностью творить, является "миром творящим" и создает "мир сотворенный" - единичные вещи;

- единичные вещи существуют не сами по себе, они являются всего лишь проявлениями - "модусами" единой субстанции - Природы-Бога;

- внешней причиной существования модусов является единая субстанция (Природа-Бог), они (модусы) всецело зависят от нее, а значит, подвержены изменениям, движутся во времени и пространстве, имеют начало и конец своего существования. Сама же субстанция (Природа-Бог) обладает следующими каче­ствами:

- существует;

- самостоятельна и независима от кого-либо;

- имеет внутреннюю (а не внешнюю, как модусы) причину самой себя;

- обладает множеством свойств (атрибутов), основные из ко­торых - мышление и протяжение (в данном случае мышле­ние и протяжение - свойства всей субстанции, а не отдель­ных модусов, как у Декарта);

- бесконечна в пространстве и времени;

- вечна (несотворима и неуничтожима);

- неподвижна.

Теорию субстанции Спинозы можно представить ввиде сле­дующей схемы (сравните ее со схемой теории субстанции Де­карта, вопрос 27 "Рационалистическая философия Декарта. Уче­ние о субстанции").

6. Изучая проблемы гносеологии, Спиноза выделяет три ступе­ни познания:

-"познание в чистом виде", которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних при­чин, - высший вид познания;

- познание, полученное в результате деятельности разума (раз­мышлений, логических операций), - второй уровень, менее истинный;

- чувственное отражение окружающего мира согласно Спино­зе - полученное данным путем знание недоказуемо, недос­товерно, неполно и поверхностно; оно не играет большой роли при получении истинного знания.

7. Ключевыми в этике Спинозыявлялись проблемы:

-детерминизма (обусловленности всего в природе);

- соотношения свободы и необходимости.

Исследуя их, философ пришел к следующим выводам:

- свобода и необходимость в субстанции соединяются водно

целое;

- Бог (Природа) наделен полной свободой, но Он действует в

рамках жесткой необходимости;

- модусы (проявления субстанции - единичные вещи) вообще не имеют свободы и находятся в полном подчинении необ­ходимости;

- модус-человек отличается от всех иных модусов наличием мышления, и, следовательно, стремится к свободе, но, в то же время, будучи модусом, несвободен и находится в "тис­ках" необходимости;

- желая в душе быть свободным, человек зачастую плывет по течению необходимости, не может справиться с этим тече­нием и вынужден мириться с необходимостью (является "ду­ховным автоматом", по выражению Спинозы);

- путь к свободе - это нахождение условий, при которых внешняя необходимость превращается во внутреннюю;

- свобода - это познанная необходимость.

Чтобы достичь большей степени свободы, считает Спиноза, человеку необходимо:

- максимально познать необходимость в виде субстанции (Природы-Бога) - внешней причины всего сущего;

- освободиться от аффектов (печали, радости, влечений и т. д.) - так как они тоже мешают свободе, подчиняют человека и за­ставляют действовать по необходимости.

По этим причинам девиз Спинозы:"Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать".