Вопрос 25. Арабская (арабоязычная) философия средних веков

1.Под арабской (арабоязычной)подразумевается философия,соз­данная арабами, а также народами Ближнего и Среднего Восто­ка, находившимися под культурным и часто политическим влияни­ем арабов.

Арабская средневековая философия в своем развитии про­шла два основных этапа:

- VII - IX вв - период зарождения арабской философии;

- IX - XV вв. - период усвоения арабской философией древ­негреческой философии, превращение арабской философии в арабо-греческую.

2. Основными направлениями арабской философии периода зарож­дения были:

- школа мутакаллимов;

- школа мутазилитов;

- суфизм.

Мутакаллимыбыли сторонниками радикального ислама. Пред­ставители школы мутакаллимов философски обосновывали религи­озные догмы ислама и фактически играли роль арабо-исламских схоластов.

Мутазилиты("обособившиеся") также являлись исламскими философами, однако ряд положений их учения носил относи­тельно материалистический характер. В частности, мутазилиты:

-отвергали многие догмы (недоказуемые "исходные" истины) ислама о происхождении мира, человека, предопределенно­сти судьбы и пытались объяснить проблемы с позиций ра­ционализма и материализма;

- отвергали антропоморфные представления о Боге (согласно

которым Бог имел человеческий облик);

- отождествляли Бога и Вселенную;

- верили в силу и разум человека;

- считали, что человек способен познать окружающий мир с

помощью разума.

Представители суфизма(суфисты, от суф - шерсть, влася­ница; по мнению Аль-Бируни, созвучно слову "софист") считали высшим благом для человека добровольное отрешение от окру­жающего мира, аскетизм, уход в себя, созерцание, мистику. 3. В IX в. начался новый этап арабской философии, для которо­го были характерны:

- усиление влияния материалистических идей (что стало ре­зультатом открытий вобласти медицины и естественных наук);

- заимствование идей европейской философии, особенно древнегреческой, превращение собственно арабской фило­софии в арабо-европейскую (арабо-греческую). Наибольший вклад в становление новой (европеизирован­ной) арабской философии внесли Аль-Кинди, Ибн-Сина, Аль-Фараби, Ибн-Рушд (Аверроэс).

Аль-Кинди(800 - 879) сделал первый шаг по европеизации арабской философии. Ему принадлежит заслуга открытия древ­негреческой философии для арабов, в частности Аристотеля. Под влиянием идей Аристотеля в арабскую философию пришли многие материалистические идеи, понятие категорий, логика, учение о познании.

Взяв в качестве примера учение Аристотеля о 10 категориях (бытие и 9 характеристик бытия - время, место и т. д.), Аль-Кинди выдвинул собственное учение о прасубстанциях (араб­ский аналог категорий), к которым причислил:

- материю;

- форму;

- движение;

- пространство;

- время.

Также философ выдвинул революционную для своего времени идею о познаваемости мира человеческим разумом (что отвергали мутакаллимы - ортодоксальные "исламские схоласты") и выделил три ступени научного познания, через которые последовательно необходимо пройти, чтобы добиться истинного знания:

- логическо-математическую;

- естественно-научную;

- метафизическую (философскую).

Причем, по мнению Аль-Кинди, только разум может быть источником и эталоном познания.

Философия Аль-Кинди значительно опережала эпоху и была непонятна его современникам (философ подвергался преследо­ваниям, а его произведения уничтожались), однако именно Аль-Кинди заложил традицию аристотелизма в арабской философии (восточная перипатетика) и создал предпосылки для ее превра­щения в одну из самых прогрессивных в Европе и Азии (по сравнению со средневековой схоластикой).

Аль-Фарби(870 - 950) систематизировал и пытался адапти­ровать философию Аристотеля к арабским условиям. Первым выдвинул идею об "эманации" и невсемогуществе Бога. Его идеи послужили фундаментом философии Ибн-Сины (Авиценны).

Ибн-Сина (Авиценна)(980 - 1037) вывел арабскую филосо­фию на новый уровень прогресса. Главные труды по филосо­фии: "Книга исцеления" ("Книга спасения"), "Книга знания".

Авиценна:

- высмеивал косность и догматизм исламских теологов;

- пытался отделить философию от религии (в то время как многие его современники считали их неразрывно связанными и видели роль философии в обосновании положений и догм ислама);

- видел в философии отдельную науку, которая должна обоб­щать достижения человеческого разума;

- основывал многие философские идеи на достижениях естест­венных наук (например, собственных медицинских открытиях);

- не отрицал наличие Бога, но выступал против признания за ним всемогущей воли;

- считал, что многие явления в окружающем мире происходят помимо воли Бога, по естественным законам природы;

- причину возникновения мира видел в "эманации" - истека­нии мира из Божества, но не по воле Бога, а в силу естест­венной необходимости;

- выступал против идеи "первотолчка", которую заменял идеей о движении, которое является неотъемлемым свойством материи;

- считал, что все существующее материально (как Бог, так и окружающий мир);

- наделял душу особыми свойствами - идеальностью (сущест­вованием наряду с материей) и вечностью;

- также считал вечным Бога и окружающий мир. 4.Из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью и популярностью пользовался Ибн-Рушд (Аверро­эс)(1126- 1198).

Аверроэс жил и работал в Испании, находившейся под вла­стью арабов, и был представителем западноарабско-европейской философии. Им была создана философия аверроизма,получив­шая широкое распространение в Европе и противостоящая ка­толицизму и схоластике.

Философия Аверроэса была материалистична по своей сути и возникла как синтез передовой арабской философии (предста­вители - Аль-Кинди, Авиценна) и систематизированного и тво­рчески переработанного учения Аристотеля. Можно выделить ее следующие основные положения:

- отвергалась идея творения (мир вечен, он несотворим и не­уничтожим);

- допускалось наличие Бога, но за ним не признавалась пер­вичность по отношению к материи (Бог и окружающий ма­териальный мир "совечны");

- за Богом признавались весьма ограниченные возможности, которые сводились к главной - придать материи форму;

- отвергалась идея о том, что Бог приводит все в движение;

- доказывалось, что движение - самостоятельное свойство материи, заключенное в ней самой;

- выдвигалась идея жесткого детерминизма (обусловленности и необходимости всего в природе);

- отвергалась возможность бессмертия души (смерть тела есть одновременно смерть души, но коллективный разум - разум все­го человечества, частью которого является душа отдельного человека, - бессмертен);

- была выдвинута идея о "двойственной истине" - философ­ские и религиозные истины раздельны; то, что истинно в религии, может быть ложно для философии и наоборот. Материалистическая, антирелигиозная философия Аверроэса

оказала большое влияние на европейскую философию. Аверро­изм получил широкое распространение, преподавался в универ­ситетах, был духовным центром притяжения философских уче­ний, противостоящих схоластике. Впоследствии убежденным и последовательным критиком аверроизма и борцом против фило­софских идей Аверроэса был видный теоретик католицизма и схоластики Фома Аквинский: среди его трудов есть сочинение "О единстве разума против аверроистов".