Вопрос 20. Философия Августина Блаженного

1. Наиболее авторитетными представителями средневековой тео­логической философии являлись Августин Блаженный и Фома Аквинский.

Аврелий Августин (Блаженный)(354 - 430) - христианский теолог, епископ г. Гиппона (Северная Африка, Римская импе­рия), заложил основы католицизма как главного в то время на­правления христианства. Был одним из основателей ранней схоластики. Главное произведение Августина Блаженного - "О граде Божьем" - на протяжении столетий стало распространенным рели­гиозно-философским трактатом, на который опирались средневе­ковые теологи при изучении и преподавании схоластики.

Иными известными произведениями Августина являются: "О прекрасном и пригодном", "Против академиков", "О порядке".

Можно выделить следующие основные положения философии Августина Блаженного:

-ход истории, жизнь общества - это борьба двух противопо­ложных царств - Земного (грешного) и Божественного;

- Земное царство воплощается в государственных учреждени­ях, власти, армии, бюрократии, законах, императоре;

- Божественное царство представлено священнослужителями - особыми людьми, наделенными благодатью и близкими к Богу, которые объединены в христианскую Церковь;

- Земное царство погрязло в грехах и язычестве и будет рано или поздно побеждено Божественным царством;

- в связи с тем, что большинство людей грешны и далеки от Бога, светская (государственная) власть необходима и будет существовать далее, но будет подчинена духовной власти;

- короли и императоры должны выражать волю христианской Церкви и подчиняться ей, а также непосредственно Папе Римскому;

- Церковь - единственная сила, способная объединить мир;

- бедность, зависимость от других (ростовщиков, землевла­дельцев и т. д.), подчинение не угодны Богу, но, пока эти явления существуют, с ними надо смириться и терпеть, на­деяться на лучшее;

- высшее блаженство - счастье человека, которое понималось как углубление в себя, ученость, понимание истины;

- после смерти праведники в награду от Бога получают за­гробную жизнь.

2.Особое место в философии Августина Блаженного занимают размышления о Боге:

- Бог существует;

- главными доказательствами существования Бога являются его присутствие во всем, всемогущество и совершенство;

- все - материя, душа, пространство и время - является тво­рениями Бога;

- Бог не только сотворил мир, но и продолжает творить в на­стоящее время, будет творить в будущем;

- знания (чувства, мысли, ощущения, опыт) реальны и самодос­таточны (самодостоверны), однако высшее, истинное, неоп­ровержимое знание достигается только при познании Бога.

3. Значение философии Августина Блаженного в том, что им:

- уделено большое внимание проблеме истории (редкость для того времени);

- Церковь (часто подвластная государству и преследуемая в Рим­ской империи) объявлена тоже властью наряду с государст­венной (а не элементом государства);

- обоснована идея господства Церкви над государством, а Рим­ского Папы - над монархами - главная идея, за выдвижение которой и ее последующее воплощение в реальности католи­ческая Церковь чтила и боготворила Августина Блаженного, особенно в средние века;

- выдвинута идея социального конформизма (смирение с бед­ностью и чужой властью), что также было крайне выгодно как Церкви, так и государству;

- воспевался человек, его красота, сила, совершенство, бого­подобность (что также было редкостью для того времени и уст­раивало всех);

- одновременно человеку рекомендовалось умерщвлять плоть, развивать и возвышать дух, познавать Бога и полностью подчиняться Богу.