Вопрос 13. Первые философские (досократические) школы Древней Греции

1. Первые, досократические философские школы Древней Гре­циивозникли в VII - У вв. до н. э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.

К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

- милетская школа;

- школа пифагорейцев;

- школа Гераклита Эфесского;

- элейская школа;

- атомисты.

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

- ярко выраженный космоцентризм;

- повышенное внимание к проблеме объяснения явлений ок­ружающей природы;

- поиск первоначала, породившего все сущее;

- гилозоизм (одушевление неживой природы);

- доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

2. Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н. э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана: Милета - крупного торгово-ремесленного поли­са в Малой Азии.

Представителями данной школы являлись Фалес, Анакси­мандр, Анаксимен.

Философы милетской школы:

- выступали с материалистических позиций;

- занимались не только философией, но и другими науками - точными и естественными;

- пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название - школа "физиков");

- искали первоначало - субстанцию, из которой возник окру­жающий мир.

Фалес(примерно 640 - 560 гг. до н. э.) - основатель милет­ской школы, один из самых первых выдающихся греческих уче­ных и философов. Фалес, оставивший большое научное и фило­софское наследие:

- первоначалом всего сущего считал воду ("архэ");

- представлял Землю в виде плоского диска, который покоит­ся на воде;

- считал, что неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом - одушевлял все сущее);

- допускал наличие множества богов;

- считал центром вселенной Землю;

- точно определил продолжительность года - 365 дней;

- сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.). Анаксимандр(610 - 540 гг. до н. э.), ученик Фалеса:

- первоначалом всего сущего считал "апейрон" - вечную, не­измеримую, бесконечную субстанцию, из которой все воз­никло, все состоит и в которую все превратится;

- вывел закон сохранения материи (фактически открыл ато­марное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организ­мов, разрушения веществ элементы ("атомы") остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и жи­вые организмы;

- первым выдвинул идею о происхождении человека в резуль­тате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен(546 - 526 гг. до н. э.) - ученик Анаксимандра:

- первопричиной всего сущего считал воздух;

- выдвинул идею о том, что все вещества на Земле - результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, пре­вращается сначала в воду, затем в ил, затем - в почву, ка­мень и т. д.);

- проводил параллели между душой человека ("психэ") и воз­духом ("пневмой") - "душой космоса";

- отождествлял божества с силами природы и небесными све­тилами.

3. Гераклит из Эфеса(2-я половина VI - 1-я половина V вв. до н. э.) - крупный древнегреческий философ-материалист, осно-

ватель философского направления (первоначально принадлежал к логической школе):

- первоначалом всего сущего считал огонь;

- вывел закон единства и борьбы противоположностей - клю­чевой закон диалектики (наиболее важное философское от­крытие Гераклита);

- считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении ("в одну и ту же реку нельзя войти дважды");

- был сторонником круговорота веществ в природе и циклич­ности истории;

- признавал относительность окружающего мира ("морская вода грязная для человека, но чистая для рыб", в разных си­туациях один и тот же поступок человека может быть и хо­рошим, и плохим);

- всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос - Мировой Разум;

- выступал за материальность человеческой и мировой души;

- был сторонником чувственного (материалистического) по­знания окружающей действительности;

- движущей силой всех процессов считал борьбу: "война (борьба) есть отец всему и мать всему".

4. Пифагорейцы- сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI - начало V вв. до н. э.), древнегреческого филосо­фа и математика:

- первопричиной всего сущего считали число (всю окружаю­щую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

- выступали за познание мира через число (считали познание через число промежуточным между чувственным и идеали­стическим сознанием);

- считали единицу мельчайшей частицей всего;

- пытались выделить "протокатегории", которые показывали диа­лектическое единство мира (четное - нечетное, светлое - темное, прямое - кривое, правое - левое, мужское - женское и др.).

5. Элеаты- представители элейской философской школы, существовавшей в VI - V вв. до н. э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии.

Наиболее известными философами данной школы являлись Парменид, Зенон Элейский, Мелисс Самосский.

Элеаты:

- изучали проблемы познания;

- жестко разделяли чувственное познание (мнение, "докса") и высшее духовное идеалистическое;

- были сторонниками монизма - выводили всю множествен­ность явлений из единого первоначала;

- считали все сущее материальным выражением идей (были предвестниками идеализма).

6. Атомисты- материалистическая философская школа, фило­софы которой (Демокрит, Левкипп) "строительным материа­лом", "первокирпичиком" всего сущего считали микроскопиче­ские частицы - "атомы".

Демокритсчитался основоположником материалистического направления в философии ("линия Демокрита" - противопо­ложность "линии Платона" - идеалистическому направлению).

В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

- весь материальный мир состоит из атомов;

- атом - мельчайшая частица, "первокирпичик" всего сущего;

- атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни);

- атомы имеют различную величину (от мельчайших до круп­ных), различную форму (круглые, продолговатые, кривые, "с крючками" и т. д.);

- между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

- атомы находятся в вечном движении;

- существует круговорот атомов: вещи, живые организмы сущест­вуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают но­вые живые организмы и предметы материального мира;

- атомы невозможно "увидеть" путем чувственного познания.