Возникновение и основные проблемы философии техники

МинисТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ и науки РФ

ФГБОУ ВО «МАГНИТОГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. Г. И. НОСОВА»

КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК:

КУРС ЛЕКЦИЙ

для обучающихся в магистратуре и аспирантуре

по техническим направлениям подготовки

Магнитогорск, 2017

УДК 62:1 (075)

ББК 87:3

Ф 54

Автор-составитель: канд. филос. наук, доцент Э.Г. Чернова

Философские проблемы техники и технических наук: курс лекций для обучающихся в магистратуре и аспирантуре по всем направлениям подготовки. Магнитогорск: ФГБОУ «МГТУ», 2017. – 40 с.

Рецензенты:

Доктор культурологи, зав. кафедрой философии, культурологи и социально- гуманитарных дисциплин ГБОУ ВО ЧО МаГК им. М.И. Глинки Г.Е. Гун

Доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории ФГБОУ ВО «МГТУ» В.В.Филатов

Учебное пособие «Философские проблемы техники и технических наук: курс лекций» предназначено для обучающихся в магистратуре и аспирантуре по всем направлениям подготовки. Включает теоретический материал по ключевым темам указанного раздела дисциплин «История и философия науки», «Философские проблемы науки и техники», вопросы для самостоятельной работы по каждой теме, глоссарий и литературу по курсу.

© ФГБОУ ВПО МГТУ им. Г.И. Носова, 2017

© Чернова Э.Г., 2017

Введение

Учебное пособие «Философские проблемы техники и технических наук: курс лекций» составлено в соответствии с квалификационными требованиями к подготовке выпускника ФГОС ВО, учебными планами подготовки по техническим направлениям магистратуры и аспирантуры и примерными рабочими программами по дисциплинам «История и философия науки», «Философские проблемы науки и техники».

Федеральные государственные стандарты высшего образования по техническим направлениям подготовки магистров включают в себя компетенции, для формирования которых предназначена дисциплина «Философские проблемы науки и техники». Федеральные государственные стандарты высшего образования по техническим направлениям подготовки аспирантов включают в себя компетенции, для формирования которых предназначена дисциплина «История и философия науки». Для аспирантуры и магистратуры данные дисциплины являются обязательными в цикле базовых дисциплин.

Учебное пособие «Философские проблемы техники и технических наук: курс лекций» предназначено для обучающихся в магистратуре и аспирантуре по техническим направлениям подготовки и включает в себя теоретический материал по ключевым темам указанного раздела дисциплин «История и философия науки», «Философские проблемы науки и техники», вопросы для самостоятельной работы по каждой теме, глоссарий и литературу по курсу. В пособии дается развернутое объяснение следующих тем: возникновение и основные проблемы философии техники, проблема сущности и смысла техники, технические науки как самостоятельная область научного, формирование технических наук, специфика инженерной деятельности, формирование неклассических технических наук.

Материал данного пособияпозволит обучающемуся в аспирантуре усвоить мировоззренческие основания научно-технической деятельности, грамотно подготовиться к сдаче кандидатского экзамена и написанию выпускной квалификационной работы.

Работа с учебным пособием «Философские проблемы техники и технических наук: курс лекций» позволит обучающимся решить следующие задачи:

- ознакомиться с историей возникновения и развития технических наук, проследить современные социальные и этические проблемы, связанные с научно-технической деятельностью;

- сформировать представления о сущностных свойствах техники;

- ознакомиться с основными концепциями философии техники;

- получить целостное представление о сущности и направлениях инженерной деятельности в прошлом и в современности.

При работе с пособием студенту рекомендуется после внимательного изучения материала лекции письменно ответить на предлагаемые вопросы, что предполагает обращение к дополнительным источникам и самостоятельному анализу.

Таким образом, использование материалов данного учебного пособия студентами в процессе обучения позволит сформировать такие предусмотренные государственными образовательными стандартами компетенции, как способность к критическому анализу и оценке современных научных достижений, способность проектировать и осуществлять комплексные исследования на основе целостного системного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки, в том числе в области философских проблем техники и технических наук.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕХНИКИ И ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК

Возникновение и основные проблемы философии техники

Техника как создание орудий и "техника" в смысле технологической стороны всякой деятельности (техника земледелия и т.п.) возникла на заре человечества, но феномен техники в его современном понимании был выделен и осознан только в ХIХ веке. В античной философии понятие "технэ" означало всякое искусство делания вещей. В философии Нового времени обсуждалась возможность изготовления машин и технических изделий и пользу, которую они могут принести людям. Но это обсуждение не имело в виду сам феномен и природу техники, поскольку она еще не выделилась в сознании новоевропейского человека в качестве самостоятельной и, главное, проблемной реальности. Только в ХIХ столетии техника не только осознается как самостоятельная реальность, но и появляются специфические формы рефлексии этой реальности, сначала в методологии технических наук, потом или почти одновременно в философии. Это связано с возросшей ролью техники в жизни общества, с техническим прогрессом.

Философия техники решает такие фундаментальные вопросы как:

- в чем состоит природа и сущность техники;

- каково взаимоотношение техники и природы, техники и других сфер человеческой деятельности;

- каковы закономерности развития технического знания и технических наук;

- каковы перспективы развития и изменения техники, каково ее влияние на общество и человека;

- каковы пути и способы выхода из кризиса, порожденного техногенной цивилизацией.

Можно говорить о двух подходах в философском осмыслении техники: инженерном, обусловленном методологическими вопросами ее создания, конструирования, и гуманитарном, соотносящим технику с человеком, прогнозирующем как она изменит формы его существования и, возможно, самого человека. Однако оба подхода стремятся понять, как возможна техника, что является ее источником, и какими могут быть последствия ее развития.

Философские теории техники можно условно разделить на инструментальные и антропологические. Техника, понятая как инструмент, способна породить два типа иллюзий: - первый тип иллюзий связан с обладанием: у человека вырабатывается убеждение в том, что, используя технику как инструмент, он является ее обладателем. В этом случае техника выступает как пассивный участник процесса в руках ее активного пользователя. - второй тип иллюзий связан с нейтральностью техники. Эта иллюзия вырабатывает убеждение в том, что «техника сама по себе» безразлична к своему назначению, форме и способу использования. Назначение техники – ее значение – полностью определяется человеком. Инструментальное понимание назначения техники формирует у человека убеждение в его техническом могуществе. Техника рассматривается как способность человека. Антропологическое понимание техники тоже способствует формированию определенных иллюзий: - иллюзия первая состоит в том, что человек, полагаясь на свое могущество, начинает воображать себя господином мира; техника выступает как условие его могущества; - иллюзия вторая: техника, выступающая как условие могущества человека, будто бы гарантирует ему это могущество вечно. Человек во власти этих иллюзий совершенно не допускает для себя необратимых отрицательных последствий. Инструментальное и антропологическое понимание техники объединяет то, что в обоих случаях она понимается как нечто человеческое и только человеческое. Она не мыслится как что-то самостоятельное, с чем человек только соседствует, причины чего внеположены человеку и вменены ему. А между тем, технику можно мыслить как самостоятельную форму бытия сущего, которая может подчинять себе человека. Начальный этап развития философии техники сформировал два направления – технический оптимизм и технический пессимизм. Характерная черта технического оптимизма состоит в идеализации техники, переоценке возможностей ее развития: техника рассматривается как единственный или, по крайней мере, как определяющий фактор социального прогресса. Технический пессимизм, напротив, демонизирует и мистифицирует технику, видит в ней источник всех человеческих бед.

Понятно, что они представляют собой две крайности, образованные возведением в абсолют тех или иных ее черт. В настоящее время проводятся системные исследования техники, взаимосвязей технического и технологического развития и его социальных последствий. Цель этих исследований – контролировать технические процессы. Для осуществления такого контроля необходимо понять, какова природа техники, о чем пойдет речь в следующем разделе.

Одним из основоположников философии техники считается немецкий мыслитель Э. Капп (1808–1896). В книге «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения» он обосновывает принцип "органопроекции": человек во всех своих созданиях бессознательно воспроизводит свои органы и сам познает себя, исходя из этих искусственных созданий.

Формулируя свой антропологический критерий, Э. Капп подчеркивает: каковы бы ни были предметы мышления, то, что мысль находит в результате всех своих исканий, всегда есть человек. Поэтому содержанием науки в исследовательском процессе вообще является только возвращающийся к себе человек. Капп считает, что именно в словах древнегреческого мыслителя Протагора – "Человек есть мера всех вещей" – был впервые сформулирован антропологический критерий и сформировано ядро человеческого знания и деятельности. Именно благодаря тому, что человек мыслит себя в природе и из природы, а не над ней и вне ее, мышление человека становится согласованием его физиологической организации с космическими условиями.

Осмысливая понятие внешнего мира человека, Э.Капп замечает, что для него недостаточно слова "природа" в обычном понимании. К внешнему миру, окружающему человека, принадлежит также множество вещей, которые являются его созданием. Будучи искусственными произведениями в отличие от естественных продуктов (природа доставляет для них материал), они образуют содержание мира культуры. Э.Капп проводит четкое разграничение "естественного" и "искусственного": то, что вне человека, состоит из созданий природы и созданий человека.

Этот исходящий от человека внешний мир является, с точки зрения Каппа, реальным продолжением его организма, перенесением вовне, воплощением в материи, объективированием своих представлений, т.е. части самого себя, нечто от своего собственного "Я". Это – отображение вовне, как в зеркале, внутреннего мира человека. Но созданный человеком искусственный мир становится затем средством самопознания в акте обратного перенесения отображения из внешнего мира во внутренний. В том числе таким образом человек познает процессы и законы своей бессознательной жизни. Короче говоря, "механизм", бессознательно созданный по органическому образцу, сам служит для объяснения и понимания "организма".

Капп отмечает, что человек бессознательно делает свое тело масштабом для природы. Так возникла, например, десятичная система счисления (десять пальцев рук). Принцип органопроекции преимущественно выражает основные связи и отношения организма. Например, форма паровой машины как целого не имеет ничего общего с человеком, схожи лишь отдельные органы. Но когда паровая машина начинает функционировать, то сразу обнаруживается сходство ее общего целесообразного механического действия с органическим единством жизни: питание, изнашивание частей, выделение продуктов сгорания, остановка всех функций и смерть, если разрушена важная часть машины, сходны с жизненными процессами животного.

Далее Капп переходит от отдельных созданий техники к тем культурным средствам, которые имеют характер систем. Таковы, например, железные дороги и телеграф, покрывшие сетью весь земной шар. Первые, особенно при соединении рельсовых путей и пароходных линий в одно целое, являются отражением системы кровеносных сосудов в организме. Это коммуникационная артерия, по которой циркулируют продукты, необходимые для существования человечества. Второй естественно сравнить с нервной системой. Здесь, по мнению Каппа, органопроекция празднует свой триумф: сначала бессознательно совершающееся по органическому образцу построение, затем взаимное узнавание оригинала и отражения (по закону аналогии) и, наконец, подобно искре вспыхивающее сознание совпадения между органом и орудием вплоть до тождества.

П.К. Энгельмейер (1855–1940/41) был первым философом техники в России. В одном из своих докладов он следующим образом определяет технику:

«Сущность техники заключается не в фактическом выполнении намерения, но в возможности воздействия на материю...

Природа не преследует никаких целей, в человеческом смысле этого слова. Природа автоматична. Явления природы между собой сцеплены так, что следуют друг за другом лишь в одном направлении: вода может течь только сверху вниз, разности потенциалов могут только выравниваться. Пусть, например, ряд А-В-С-Д-Е представляет собой такую природную цепь. Является фактически звено А, и за ним автоматически следуют остальные, ибо природа фактична.

А человек, наоборот, гипотетичен, и в этом лежит его преимущество. Так, например, он желал, чтобы наступило явление Е, но не в состоянии его вызвать своею мускульной силой. Но он знает такую цепь А-В-С-Д-Е, в которой видит явление А, доступное для его мускульной силы. Тогда он вызывает явление А, цепь вступает в действие, и явление Е наступает. Вот в чем состоит сущность техники». В 1898 году в брошюре "Технический итог XIX века" П.К. Энгельмейер следующим образом формулирует задачи философии техники:

«В любой человеческой активности, при всяком переходе от идеи к вещи, от цели к ее достижению мы должны пройти через некоторую специальную технику. Но все эти техники имеют между собой много общего. Одна из задач философии техники как раз и состоит в том, чтобы выяснить, что же такое это общее?

1. В каких отношениях находится техника со всей культурой?

2. Соотношение техники с экономикой, наукой, искусством и правом.

3. Разработка вопросов технического творчества.

…Одним словом техника есть только одно из колес в гигантских часах человеческой общественности. Внутреннее устройство этого колеса исследует технология, но она не в силах выйти за свои пределы и выяснить место, занимаемое этим колесом и его функцию в общем механизме. Эту задачу может выполнить только философия техники».

Вопросы для контроля и самопроверки:

1. Каковы причины возникновения философии техники?

2. Какие проблемы решает философии техники?

3. Почему философия техники возникает только в ХIХ веке?

4. Охарактеризуйте основные направления философии техники.