Предмет философии. Структура философского знания. Специфика философского миропонимания

Предметом философии является ВСЕОБЩЕЕ в системе «мир - человек». Философия изучает не мир сам по себе, не сами объекты, а отношение к ним человека. Философии нет там, где нет человеческих целей, человеческого присутствия. Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание, не стоит над ним.

Структура философского знания.Базовыми разделами философского знания:

§ теоретическая философия (систематическая философия). Основными частями которой являются:

- онтология – учение о бытие,

- гносеология - учение о познании чувственном и рациональном,

- диалектика - учение о развитии,

- аксиология (теория ценностей);

- герменевтику (теорию понимания и толкования знаний)

§ социальная философия - включает в себя социальную онтологию, т. е. учение о бытии и существовании общества, философскую антропологию, т. е. учение о человеке, и праксеологию, т. е. теорию человеческой деятельности. Социальная онтология наряду с изучением наиболее общих проблем существования и развития общества исследует философские проблемы экономики, политики, права, науки и религии;

§ этика – принципы морали;

§ эстетика - учение о красоте;

§ логика;

§ история философии;

§ философия науки и др.

Основная специфика философского знания заключается в его двойственности, так как оно: имеет очень много общего с научным знанием - предмет, методы, логико-понятийный аппарат; однако не является научным знанием в чистом виде. Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философия является теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

2. Философия, мифология, религия – сходства и различия.

Мифология - форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Как правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:

- происхождение Вселенной, Земли и человека;

- объяснение природных явлений;

- жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;

- вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Чертами мифа являются:

- очеловечивание природы;

- наличие фантастических богов, их общение, взаимодействие с человеком;

- отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);

- практическая направленность мифа на решение конкретных жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т. д.);

- однообразие и поверхность мифологических сюжетов.

Религия - форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека и окружающий мир. При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная, образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.

Религия исследует вопросы те же, что и миф:

- происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;

- объяснение природных явлений;

- поступки, судьба человека;

- нравственно-этические проблемы.

Основными мировыми религиями являются: христианство; ислам; буддизм.

Помимо мировоззренческих религия имеет ряд иных функций:

- объединительную (консолидирует общество вокруг идей либо ради идей);

- культурологическую (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);

- нравственно-воспитательную (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Философия- особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:

- основано на знании (а не на вере либо вымысле);

- рефлексивно (имеет место обращенность мысли на саму себя);

- логично (имеет внутреннее единство и систему);

- опирается на четкие понятия и категории.

Таким образом, философия представляет собой высший уровень и вид мировоззрения, отличающийся рациональностью, системностью, логикой и теоретической оформленностью.

3. Основной вопрос философии. Основные направления философии – идеализм и материализм.

Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Он является основным, потому что определяет характер мировоззрения человека и от его решения в конечном итоге зависит решение остальных философских проблем. Основной вопрос философии имеет две стороны, два аспекта – онтологический и гносеологический. Первая (онтологическая) сторона – это вопрос о том, что является первичным и определяющим: бытие (материя) или мышление (сознание), материальное или духовное (идеальное). Вторая (гносеологическая) сторона заключается в вопросе о том, познаваем ли мир? Способно ли наше мышление познать мир таким, каким он существует в действительности?

Материали́зм (от лат. materialis - вещественный) - философское мировоззрение, в соответствии с которым материя (объективная реальность) является первичным началом (причиной, условием, ограничением), а идеальное (понятия, воля, дух и тому подобное) - вторичным (результатом, следствием). Материализм признает существование единственной субстанции - материи; все сущности образованы материей, а явления (в том числе сознание) - являются процессами взаимодействия материальных сущностей.

Идеализм- общее название философских учений, считающих идею основой всего существующего. Термин «идеализм» появился в XVIII веке. Впервые его употребил Лейбниц, говоря о философии Платона. Выделяется две основные ветви идеализма: объективный идеализм и субъективный идеализм. Объективный идеализм отрицает существование мира в виде совокупности результатов познавательной деятельности органов чувств и суждений a priori

(знание, как бы заранее известное). При этом признает их существование, но дополняет к ним еще и объективно обусловленный элемент человеческого бытия. В качестве первоосновы мира в объективном идеализме обычно рассматривается всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало («идея», «мировой разум» и т. п.). Субъективный идеализм - группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, есть совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира.