Тема 40. Зарубежная философия ХХ века: постмодернизм

Основные понятия: постмодернизм, интерпретация.

Представители: Ж. Делез (род.1926; «Различие и повтор», «Спиноза и проблема выражения»), Ж. Бодрийар(род.1929), Ж. Деррида (род.1930; труд «Поля философии» (1972)), ), Жан Лиотар (1924-1998).

Постмодернизм - это обще культурное явление развитых стран 2-й половины 1970-х - 1990-х гг. противопоставившее себя модернизму и претендующее на его замену, что отличает постмодернизм от существующего одновременно с ним "неоавангардизма" или "позднего модернизма", последовательно развивающего модернистские концепции..

Исходит из критики классической философии (немецкой классики Гегеля и т.д.) наиболее критикуемые моменты - это рационализм, логоцентризм (новая ориентация мировоззрения, где опора направлена на центральный элемент любого текста или предмета). Повлияло на постмодернизм философия жизни в лице Ницше, экзистенцианализм в лице Хайдегера. Наиболее известны французские представители Жан - Француа Лиотар, Ж. Делейз, Ж. Бодрияр, Ж. Дериза, Ролан Бартд. В сторогом смысле этого слова философия постмодернизма термин условный так как одна из его идей доказательство не возможности. Постмодернисты считают, что философия в виде единого стиля мышления или целостной мировоззренчиской системе по их мнению не возможно. Универсальную систему они не пытаются создать. Предполагается что в современности произойдет смена философских парадигм, которая откажется от рационализма, разделение мира на объект и субъект и от принципа историзма. По прежнему большое вниманию уделяют изучению языка, знака, символа и деятельности создающие новые структуры.

Основные установки постмодернизма:

1. Мир и культура как система знаков. Из знаковых систем уделяется язык. Используется термин дискурсивная практика. Большое внимание уделяется структуре дискурсивных практик.

2. Мир рассматривается как текст. Вводятся новые обозначения "наратив" его вводит Деррида - это реальность понимаемая как текст, если анализировать культуру, то она не едина как текст, она представляет собой сумму текстов или интертекст где все виды норативов можно понять в совокупности с другими (как картина мозаична) кроме того на все норативы влияет предидущая традиция - интертекстуальность. Ничего нового в культуре создать нельзя. Следующие понятия очень важные диконструкция - это основной метод постмодерниского анализа, в котором может быть подвергнут любой текст. Метод заключается в разбирании текста на отдельные элементы и поиски интерпретаций, происхождения. Таким образом разрушается понимание об однозначности текста. А процесс интерпретации может стать бесконечным. Диконструкция как метод не совместим с представлением как истина. Само понятие истины в постмодернизме снимается в виду того что истина относительна. Раз истина абсолютна то стираются границы между сферами познания. Это не только философия, но и наука не может понять. Наука становиться в современности не доступной. Стирается граница между научными знаниями и псевдонаучными формами.

3. Бартд и Фуко - смерть субъектов. Любой субъект является не создателем, а элементом текста потому что находиться внутри него. Человек является частью текста никакой он не субъект. Децентрация - постмодернизм подвергает критике саму идею центра или ядра во круг которых сладывается культура и мир. В реальности существует множество культурных контекстов. Множестов точек зрения (плюрализм), которые касаются мира в целом. "Постмодернистская чувствительность" - это специфический способ видения мира как не единого, не упорядоченного напора фрагментов. Между которым нет причино следственной связи. Следствием из этого видения становиться эпистимастическая неуверенность - неуверенность в знаниях науки. Исчерпанность истории - это идея основана на повторяемости смыслов и ценностей. Отсюда истории направленного развития. Познавательная деятельность по мнению пост модернистов должна быть заменена интерпритаторской деятельностью на подобии игры. "Игра смыслами" подразумевающие не серьезность результатов.

Работы авторов постомодернистов находятся на границе философии и литературы. Не редко они противоречивы и парадоксальны. Проявляется тенденция к эстетизации философской мысли. Это течение существует и сейчас.