Вы должны в равной степени оценивать как свои достоинства, так и свои недостатки

Старайтесь оценивать себя объективно, не надо преувеличивать недостатки или достоинства: либо я безупречен, либо очень плохой. Не преувеличивайте. Говорить, что вы очень плохой, тоже неправильно. Большинство русских людей ведут себя так. Сегодня он очень самоуверен, увереннее человека просто быть не может. Через месяц это абсолютно другой человек. Когда у человека возникает какая-либо проблема, он тут же впадает в другую крайность: «Я совсем плохой, ничего не могу». Среди тибетцев тоже такое встречается. Это наша сансарическая тенденция. Все дело в том, что сансарические люди подобны бумаге. У них отсутствует философия, поэтому они такие. Стоит чуть-чуть подуть ветру, бумага взлетает очень высоко, легко перелетает из стороны в сторону в зависимости от направления ветра. Поэтому иногда вы чрезмерно самоуверенны, слишком уж высоко летаете, а иногда падаете духом.

Вы должны понимать, что впадаете в крайность. Когда у вас дела идут хорошо, вы становитесь самоуверенными, в вас просыпается гордыня. Основная причина вашего высокомерия в том, что в это время вы думаете о себе только хорошее. Вы слишком преувеличиваете свои достоинства. Вы должны понимать, что из-за крайности чрезмерного самовозвышения у вас возникает привязанность к себе. Вы воспаряете в облака. Вот в этот момент примите лекарство. Когда все вас хвалят, говорят, как вы красивы, когда вы находитесь на гребне успеха, не думайте только о том, как вы красивы, умны и так далее, вспоминайте и о своих дурных качествах. Например, когда кто-то называет вас красавицей, не бегите к зеркалу и не смотритесь в него два часа, повторяя: «Как я красива», потому что это увеличивает вашу рану.

В это время, когда у вас успех и т.д., думайте о противоположной стороне. Это называется лекарство. Что такое лекарство? Это противоядие. Если человек страдает от какой-то крайности, ему дают противоядие, которое потащит его в другую крайность. Состояние в промежутке между двумя крайностями и называется хорошим самочувствием. Когда вы доходите до середины, не надо двигаться дальше, в другую крайность. Потому что тогда противоядие превратится в яд. Например, лекарство от туберкулеза. До тех пор, пока вы больны туберкулезом, это лекарство. Но когда вы уже выздоровели, продолжать принимать это лекарство – все равно что принимать яд. Не надо привязываться к буддийскому лекарству. Вы должны поддерживать равновесие в своем уме. Если я вам говорю, что не надо думать о том, что вы красивая, то теперь все время думать о том, что вы некрасивая, уродливая, – это неправильно. Когда вы все время себя принижаете, думая, что вы уродливы, ни на что не годны, – это глупо. Необходимо сохранять срединный путь. Иногда, наоборот, полезно думать: «Я симпатичная». Когда вы в дурном настроении, упали духом, в это время вы можете подумать: «Ну, я, конечно, не самосуще прекрасен, но взаимозависимая привлекательность у меня есть. По сравнению с обезьяной, я довольно привлекателен».

Когда вы находитесь в депрессивном состоянии, не надо думать о своих недостатках. Наш ум так устроен. Когда мы в депрессии, мы думаем о себе только плохо, не можем воспринимать себя позитивно. В это время вы должны принять лекарство, думая о своих достоинствах: о своей природе Будды, о своем потенциале. Это очень важное Учение. Вы должны помнить о нем – оно по-настоящему вам поможет. Оно простое, но, поскольку я объяснил вам механизм, оно будет для вас очень полезным. Для вас стало совершенно очевидно сейчас, что именно это мышление является правильным. Привязанность возникает из-за крайности преувеличения позитивного. Гнев возникает из-за преувеличения негативного. Это совершенно очевидно.

Я тоже гневаюсь. Но благодаря пониманию Учения, которое я получил от своего Духовного Наставника, на собственном опыте, на собственных экспериментах я убедился в том, что это Учение на сто процентов истинно. Это универсальное учение. Даже если люди, не верящие в религию, будут поступать именно так, они с легкостью смогут уменьшить в себе привязанность, гнев. Например, кто-то говорит что-то плохое. Возникает небольшой гнев, но он словно написан на воде. То есть вы сразу же нажимаете на тормоза. Вы говорите себе: «Заводится опасный автомобиль гнева, поэтому я жму не на газ, а сразу же жму на тормоза».

Когда, например, Сергей говорит: «Геше Тинлей плохой», я сразу же стараюсь вспомнить то добро, которое Сергей мне сделал. «Тогда-то он поступил так-то, тогда-то он сделал мне такое-то добро. А сегодня он, может быть, несчастен, поэтому так и сказал. Если, говоря плохо обо мне, он поднимет себе настроение и сделает себя счастливым, тогда это очень хорошо». И все закончилось. Это буддийская практика. Это практика Дхармы. Вам не обязательно сидеть в позе медитации. Когда кто-то что-то говорит негативное, вы должны сразу же, проявив внимательность, посмотреть с позитивной стороны.

Вы должны сохранять равновесие, тогда не упадете. Когда вы впадаете в одну крайность, это гнев, когда в противоположную – привязанность. Если вас кто-то чуть-чуть толкает, вы уже дальше продолжаете сами себя толкать, в итоге падаете. В сансаре вы не способны твердо стоять на ногах: все время качаетесь либо в одну крайность, либо в другую. Если вы умеете сохранять равновесие ума (я говорю не о равновесии тела, а именно о равновесии ума), то ваш ум будет становиться все сильнее и сильнее. Вы сами будете счастливы, ваши дети будут счастливы – все будут счастливы, потому что у вас правильная философия, и вы умеете поддерживать свой ум в равновесии. Чем правильнее мыслите, тем лучше для вашей семьи, тем лучше для вас самих. Даже если люди будут вас толкать, вы не будете падать в крайности гнева или привязанности. Вот это называется тренировка ума.