Интеллект средних веков. Философия и наука. Религия и наука

План изложения:1. Временные рамки средневекового интеллекта.

2. Социально-экономические и философские предпосылки появления средневековой философии и «преднауки».

3. Апологетика, патристика, схоластика как этапы развития средневековой философии и преднауки: Тертуллиан, Аврелий Августин, Фома Аквинат.

4. Проблематика средневековой философии. Проблема универсалий. Р. Бэкон и Р. Гроссетест как представители средневековой преднауки. Номинализм У. Оккама как источник материализма Нового времени

5. Философия и преднаука как «служанка богословия»

6. Достижения и ограниченности античного интеллекта

1. Феодальное общество начало 4-5 веков до 13-14 веков в Европе

2. Предпосылки: социально-экономические

* феодальное общество с жесткой иерархией, падение западной Римской Империи

* главный социальный институт – церковь, поэтому философия и преднаука развиваются в формате объективного идеализма религиозной философии, распространение христианства

* увеличение прибавочного продукта;

* два класса феодалы и крестьяне → нуждались в религиозном мировоззрении.

философские - идеалистическая философия Платона, идеалистические элементы философии Аристотеля.

3. Этапы:

* Апологетика – 1-2 вв. н.э. – Тертуллиан «Верую, либо абсурдно» - недоверие к разуму, логике, их использование не является критерием истины. Чем меньше обоснована фактами идея, тем более она достоверна. Религия основана на вере, плохо совместима с критикой.

* Патристика – 2-8 вв. н.э. –Аврелий Августин (4-5 вв.). Влияние Платона. Впервые вводит идею необратимого характера истории – стрела в будущее. Предтеча теории относительности, до создания вещей не было ни пространства, ни времени.

* Схоластика – с 9 в. – Фома Аквинский – схоласт (1225 – 1274 гг. – «Божественный доктор», «христианизированный Аристотель»). Ведущую роль играет разум и логика, помогают вере логически и разумно. Утверждает, что есть в религии положения, которые можно доказать логически (5 доказательств бога). Фома Аквинат противопоставляет град земной и град божий. Влияние Аристотеля – идеалистические моменты. Также довел до предела концепцию христианства. «Философия – служанка богословия». Цель – разработка богословия / вероучения. Августин – материя порождена богом. Бог создал мир из ничего – так обозначились пределы религиозного мировоззрения.

4. Проблемы универсалий и общих понятий, каким образом существуют общие? 2 точки зрения:

* средневековый «реализм» - подлинным существованием обладает только общее, единичные вещи – отражение общих

* номинализм – подлинным существованием обладают только единичные вещи, а общие лишь название для названия групп сходных единичных вещей. Номинализм привел к материализму 17-18 веков, делает акцент на единичные вещи.

У. Оккам – анг. Номиналист – от него берет начало материализм. Разработал принцип бритвы «Не следует умножать сущности сверх необходимого» - простое объяснение. Он четко развел религию и науку в разные стороны. Он понял, сто вера, логика, фаты –разные способы познания. «Смешивая науку и религию, мы наносим удар и тому, и другому. Чем выше забор, тем крепче дружба».

Бекон и Гроссетест – оба исследуют физические явления (световые), высказывают гипотезы, которые проверяются в экспериментах.

5. Религия – главная общественная сила, поэтому философия и преднаука – «служанки богословия». Особенность средневекового интеллекта – неприятие естественнонаучного объяснения. Конечное объяснение всего – божественный вымысел. Поэтому – уничтожение любых проявлений реалистической парадигмы (инквизиция, сожжения ученых – Сервета и Бруно).

6. Достижения: * развитие формальной логики, * переработка античного наследия, * появляются первые университеты – религиозные 1088 Болонский, Оксфорд 1161

Недостатки: духовный тоталитаризм, отсутствие критического мышления привели к вырождению преднауки

пустословие – неразрешимые парадоксы «что первое курица или яйцо»

Но нельзя феодализм считать провалом в целом. В форме религии проходит развитие человеческой мысли. Люди приучаются мыслить о высоком – форма освоения крупных категорий и проблем. Жесточайшие диспуты между школами. Оттачивается понятие морали.

Позже Средних веков развивается 2 направления философии. Номинализм и реализм. Спор о природе универсалий. Реалисты считали, что существует объективно – божественное понятие, форма. Номиналисты – только названия для сходных вещей. Концептуалисты – не просто сходные вещи, а что-то большее. Формируются категории. Проблема всемогущества бога скрывает идею бесконечного. Больше самого себя.

7. Интеллект Возрождения. Возникновение науки. Н. Кузанский, Н. Коперник, Д. Бруно.

План изложения:1. Временные рамки интеллекта Возрождения.

2. Предпосылки появления философии Возрождения и «преднауки».

3. Ренессанс как возрождение античной культуры и философии; пантеизм, гилозоизм. Антропоцентризм, гуманизм,

4. Николай Кузанский. «Ученое незнание». Диалектика совпадения противоположностей. Эксперимент и количественные методы в исследовании. Концепция «двойственной истины».

5. «Коперниканская революция» и ее последствия.

6. Джордано Бруно: пантеизм с материалистическим акцентом.

1. Переходное время между феодализмом и капитализмом 14 - 16 вв. Италия, Франция, Германия.

2. Предпосылки:

* развитие буржуазных отношений

* появление мануфактур

* растет производительность

* растет рынок, поиск новых земель и рынков – период великих географических открытий, представляют, что земля круглая,

* возрастающие производительные силы нуждались в развитии естественных наук (математика, механика, физика, химия)

* открытие изобретений – компас, порох, книгопечатание, великие изобретения изменили весь мир

* большое влияние имеет культура

* китайские изобретения привели Европу к переменам

* после окончания Столетней войны (1337-1453) между Англией и Францией в отношениях между европейскими странами наступает период относительного мира.

* упадок влияния церкви на общественно-государственную жизнь стран Западной Европы. В Европе повсеместно началось интенсивное развитие государственно-политического строя абсолютной монархии, которая в границах своей власти берет верх над властью церковной.

* после четырех крестовых походов европейцами были возвращены труды Платона, Аристотеля, Евклида, Пифагора => возвращение к античной культуре.

3. Возрождение античной культуры на новом уровне.

Пантеизм– всебожие – учение, отождествляющее бога и мир. Пантеизм отвергает антропоцентризм, признавая фундаментальное единство всего живого и необходимость почтительного отношения к природе. Пантеисты не верят в личностного, антропоморфного Бога или Бога-Творца. В философии возрождение реалистической парадигмы началось с появлением пантеизма: бог разлит в природе, природа и есть бог. Единство формы и природы.

Из идеи пантеизма вытекает гилозоизм – всеобщая одушевленность материи (Д. Бруно) - представление о том, что вся материя является одушевлённой, или сама по себе, или путём участия в функционировании Мировой души, или каким-либо похожим образом.

Антропоцентризм – высшая форма – чек, все проблемы ставились через чека, чек – это богоподобный творец.

Возрождение ставило в центр своего мировоззрения - Человека (антропоцентризм). Отсюда эпоху Возрождения называют также эпохой гуманизма. Подъем искусства (Данте, Брунеллески, Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан, Брейгель, Дюрер и др.), использовавшее мифологическую и религиозную тематику, но с гуманистическим содержанием, ставило в центр внимания живого телесного и духовного человека.

4. Николай Кузанский – кардинал, пантеист, методология – «ученое незнание», горе тому ученому, который говорит «я знаю до конца» - необоснованная самоуверенность. Надо понимать, что действительность не может быть определена окончательно, надо находиться в постоянном поиске.

Природа бесконечна, а Земля не является центром мира. Человеческое познание достигается на основе чувственного опыта (включая эксперимент –придает большое значение), а не путем схоластических рассуждений.

Работал над понятием бесконечности. Диалектик. Учение «о совпадении противоположностей» - противоположные стороны подразумевают друг друга – нет пропасти. Бесконечно большое и бесконечно малое совпадают. Кузанский считал, однако, что совпадение противоположностей постигается человеком не логическим, а интуитивным путем.

Кузанский также придерживается концепции «двойственной истины» - учение о философском и религиозном знании как двух аспектах истины или же двух самостоятельных истинах. Истины науки (разума, факта) и истины религии (веры) не могут противоречить друг другу, имеют равное право на существование.

5. Н. Коперник: гелиоцентрическая система подорвала религиозное представление о человеке как центре сотворенного богом мира и составила революцию в естествознании, получившую название коперниканской. Значение: появление научного способа объяснения природы из нее самой, а не из искусственных и предвзятых догматов религии (формирование реалистической парадигмы чел.интеллекта). Главный смысл – все многообразие астрономических явлений объясняется двумя механическими движениями: земля вращается вокруг солнца и вокруг своей оси – идея единства небесных законов. Земля лишается особого статуса – одна из планет, а с ней и чек, и бог – не центр. Не решился опубликовать при жизни, 1616 запрещена церковью, в 19веке разрешена.

6. Д. Бруно пантеист, простой монах - сожгли. Он был против подчинения разума вере, «двойственности истины» (полагал, что право на существование имеет только научная истина, опирающаяся на научный опыт.). Материальная Вселенная едина и бесконечна. Солнечная система - один из бесконечного множества миров. Вселенная - единая материальная, но одушевленная субстанция (гилозоизм). Субстанция объединяет в себе причину и начало вещей, является активной, включая в себя форму. Субстанция обладает «душой», проявляющейся во «всеобщем уме мира». Формы вещей - это их «души». Однако Бруно уточнял, что все вещи одушевлены лишь в возможности, актуальной одушевленностью обладают лишь некоторые природные существа. С идеей всеобщей одушевленности, которая является источником активности материи, связаны элементы диалектики в воззрениях Бруно, прежде всего идея «совпадения противоположностей».