Тема 2. философия древнего мира. античная философия. философия средневековья и эпохи возрождения

( 6 часов)

Вопросы

1. Характеристика, идеи и школы древневосточной философии.

2. Особенности античной философии. Поиск первоначала. Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия (Демокрит и Платон).

3. Философское учение Аристотеля.

4. Этические воззрения. Стоики, эпикурейцы, скептики.

Литература

1. Антология мировой философии. – М., 1969. т. 1.

2. Асмус В.Ф. Платон. – М., 1975.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., 1976.

4. Абрамов М.А. Каким был Сократ. – М., 1998.

5. Гайденко П.П. История греческой философии в ее связи с наукой. – М., 2000.

6. Зубов В.И. Аристотель: Человек. Наука. Судьба. – М., 2000.

7. Кессиди Ф.Х. Сократ. – М., 1988.

8. Лукьянов Д.Е. Становление философии на Востоке (Древние Китай и Индия). – М., 1992.

9. Мамардашвили М.: Лекции по античной философии. – М., 1998.

10. Таранов П. Звезды мировой философии. – М., 1999.

11. Татаркевич В. История философии. Античная и средневековая философия. – М., 2000.

12. Философия: учебник для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство Юрайт, 2014.

Источники

1. Аристотель. Соч. в 4-х т. – М., 1978-1984.

2. Платон. Соч. в 4-х т. – М., 1990-1995.

Темы докладов и рефератов

1. Милетская философская школа.

2. Элеаты. Учение о бытии.

3. Философия древней Индии (буддизм, йога, локаята).

4. Вечный путь: китайская философия.

5. Конфуцианство: основные понятия.

6. Этапы развития античной философии.

7. Наивный материализм и диалектика Гераклита.

8. Философия киников.

9. Логика Аристотеля.

Методические рекомендации и комментарии

В вопросе 1 следует обратить внимание на то, что специфика обществ Востока определяется азиатским способом производства, «восточной общиной». Выработанные веками корпоративные связи были закреплены традицией и освящены религией. Философия ветвится, разрастается («сто школ» - Китай), но качественного роста не происходит. Делается ставка на стабильность, сохранение норм и догм.

Древнейшими философскими учениями в Китае явились:

даосизм, конфуцианство, легизм.

Для китайского видения мира характерно:

- восприятие своей страны как центра мироздания;

- понимание истории как циклического процесса;

- консерватизм сознания, обращенность в прошлое;

- осознание силы стихий и беспомощности отдельного человека;

- ответственное отношение к преобразованию природы;

- восприятие человека, космоса, природы как единого целого;

- конформизм, предпочтение покоя и недеяния;

- почитание старших, предков, духов.

Конфуцианстворассматривает человека как участника социальной жизни. Основоположник философского течения – Конфуций (VI – V в. до н.э). Основное произведение - “Беседы и суждения”.

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:

Как необходимо управлять людьми?

Как вести себя в обществе?

Учение Конфуция содержит ряд основополагающих принципов:

- жить в обществе и для общества;

- слушать старших по возрасту и званию;

- сдерживать себя, быть человечным;

- уступать друг другу.

Конфуцианское «золотое правило» поведения людей гласит: «не делай другим того, чего не желаешь себе».

Даосизм– философское учение древнего Китая, которое пытается объяснить основы мироздания и найти путь, которым должны следовать человек, природа и космос.

Основатель даосизма – Лао Цзы (к. VI – V в. до н.э.), главный философский трактат - «Даодецзин». Основное понятие даосизма – Дао и Дэ. Дао – «вечный путь», который в своем развитии должен пройти «человек и природа», универсальный мировой закон. Дэ – благодать, энергия.

Основные идеи даосизма:

- все в мире взаимосвязано;

- мировой порядок, ход истории незыблем и не зависим от воли человека;

- главный принцип жизни человека – покой и недеяние (У – вей);

- путь к счастью – освобождение от желаний и страстей.

Философия древней Индии. Древнейший памятник Индийской культуры – Веды (знания) – религиозно-философские трактаты (XV-XI в. до н.э.).

В древнеиндийской философии выделяют 2 направления: ортодоксальное (признающее авторитет Вед) – йога, веданта, ньяя, вайшешика, санкхья и неортодоксальное (оппозиционное Ведам) - буддизм, джайнизм, локаята.

Основные понятия индийской философии:

Сансара – учение о вечности и неуничтожимости души.

Карма – предопределенность человеческой жизни, закон воздаяния.

Мокша – высшее нравственное совершенство, прекращение эволюции души (кармы).

Ахимса – непричинение вреда живому, единство всех форм жизни.

В вопросе 2 важно понять особенности античной философии, ее этапы и специфику.

Древнегреческая философия в своем развитии прошла 4 основных этапа:

- досократический – VII – V в. до н.э.;

- классический (сократический) – V - IV в. до н.э.;

- эллинистический – к. IV – II в. до н.э.;

- римский – I в. до н.э. – V в н.э..

К досократическому этапу относятся философские направления:

- милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен);

- Гераклит Эфесский;

- элеаты;

- Демокрит, Левкипп (атомисты).

Для философов I этапа характерно объяснение явлений природы и космоса, поиск первоначала.

Классический период:

- философия софистов;

- философия Сократа;

- философия Платона (мир идей и мир вещей);

- философия Аристотеля.

Для философов 2-го этапа характерно: интерес к проблеме человека, развитие логики, развитие спора между материализмом и идеализмом (линия Демокрита и линия Платона).

Для эллинистического периода характерно:

- зарождение стоического направления;

- распространение учения киников;

- развитие эпикурейства.

В вопросе 3 раскрывается классическая философия Аристотеля, выясняется проблема материи, проблема души человека, дается классификация Аристотелем форм государства. Особое внимание следует обратить на критику Аристотелем учения Платона об «эйдосах» (чистых идеях); разработку основ формальной логики.

В вопросе 4 необходимо проанализировать содержание философии эллинизма (стоики, скептики, эпикурейцы) как результата кризиса античного мира, культуры и ценностей классического периода.

Основные понятия

- Веды - Архе
- Сансара - Атом (по Демокриту)
- Карма - Эйдос
- Мокша - «Два мира» Платона
- Ахимса - Демиург
- Дао - Трансцендентный
- Конфуцианство - Архе по:
- Йога - Фалесу
- Будда - Анаксимандру
- Атман - Анаксимену
  - Маевтика
  - Апория
  - Софизм

Вопросы для повторения и дискуссии

1. Каковы различия западного и восточного стиля мышления, философствования?

2. Каковы основные идеи конфуцианства? Могут ли они быть применимы в XXI в.?

3. Какие идеи составляют сущность древнеиндийской философии?

4. Почему боевые искусства Востока имеют философскую составляющую?

5. Что такое греческое «архе» и как решали проблему бытия ранние школы античной философии?

6. В чем суть метода Сократа (маевтика)?

7. Почему Платон для характеристики своих воззрений (мир идей – мир вещей) избрал «образ пещеры»?

8. В чем основной вклад Аристотеля в развитие философии и науки?

9. Какие варианты жизненных позиций предложили философы Античности?

Вопросы

1. Общие понятия и основные черты средневековой теологической философии.

2. Спор о природе общих понятия (универсалий).

3. Проблема Бога, мира и человека у Аврелия Августина. Метафизическая теория Фомы Аквинского.

4. Философия эпохи Возрождения: натурфилософия, социально-политические теории.

Литература

1. Виндельбанд В. История новой философии. Т.1. От Возрождения до Просвещения. – М., 2000.

2. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. – М., 1979.

3. Боргош Ю. Фома Аквинский. – М., 1975.

4. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М., 1978.

5. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. – М., 2001.

6. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. – М., 1980.

7. Философия: учебник для бакалавров / Б.И. Липский, Б.В. Марков – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Издательство Юрайт, 2014.

Источники

1. Августин А. Исповедь. – М.,1991.

2. Кампанелла Т. Город Солнца. – М., 1954.

3. Макиавелли Н. Государь. – М., 2001.

4. Мор Т. Утопия. – М., 1978.

5. Кузанский Н. Сочинения в 2-х т. – М., 1980.

6. Роттердамский Э. Философские произведения. – М., 1987.

Темы докладов и рефератов

1. Влияние философских и нравственных идей Библии на развитие духовности.

2. Патристика. Понятие христианского Бога.

3. Проблема универсалий в схоластике.

4. Социально-политические и протестантские концепции эпохи Возрождения, Реформации.

5. Европейское Возрождение как историческая эпоха.

Методические рекомендации и комментарии

В вопросе 1 содержатся указания на специфику средневековой философии, как теологической по сути своей. Бог рассматривается как сверхприродная, сверхразумная сущность, раскрываемая в онтологическом, гносеологическом и аксиологическом аспектах: Бог как творец мира, как высшая цель познания и высшая ценность.

Для средневековой философии характерно:

- теоцентризм (центр мироздания, причина сущего – Бог);

- креационизм (идея сотворения мира);

- догмат откровения (Бог открывает человеку истину);

- принцип свободы воли человека в рамках божественного предопределения.

В вопросе 2 необходимо исследовать суть спора между реалистами и номиналистами о природе, смысле общих понятий (универсалий).

В средневековой философии выделяются 2 противоположных направления: реализм и номинализм.

Реалисты: универсалии – суть реальность, т.е. подлинно существующими являются не сами вещи, а общие понятия (по смыслу учение близко к Платоновским «чистым идеям»). Представители: Ансельм Кентерберийский.

Номиналисты:реально существуют отдельные, конкретные вещи, а универсалии – их имена (nomina – имя). По смыслу номинализм близок учению Аристотеля, считавшему реально существующими – индивидуумы, материальные вещи. Представители: Пьер Абеляр, Росцелин.

В вопросе 3 обратите внимание на идею Аврелия Августина (IV в.) о борьбе двух царств: Земного и Божественного, а также роли церкви в объединении мира. Особое место в философии Августина занимают размышления о Боге, о добре и зле, о развитии исторического процесса. Основные произведения: «Исповедь», «О граде Божьем».

Фома Аквинский (13 в.) – систематизатор схоластики, крупный теолог, автор томизма – одного из господствующих идейных направлений католической церкви. Основные произведения: «Сумма теологии», «Сумма философии». Фома Аквинский выдвигает 5 доказательств существования Бога, закрепляет разделение эссенции (сущности) и экзистенции (существования), доказывает преимущество идеализма над материализмом (господство идеи над теорией, а, следовательно, Бога над миром).

Вопрос 4 следует раскрывать, опираясь на работы Н. Кузанского, Г. Галилея, идеи Н. Коперника и Ньютона (натурфилософия). Социально-полити-ческие теории раскрыты в работах Т. Мора, Т. Кампанеллы, Н. Макиавелли.

К чертам философии эпохи Возрождения относятся:

- антропоцентризм и гуманизм;

- научно-материалистическое понимание окружающего мира;

- интерес к социальным проблемам; торжество индивидуализма, распространение идеи социального равенства.

Основные понятия

- Схоластика - Гуманизм
- Креационизм - социальные утопии
- антропоцентризм - универсалии
  - экзистенция
  - эссенция.

Вопросы для повторения и дискуссии

1. Каковы особенности схоластического философствования?

2. Дискуссия об общем и единичном – каков результат?

3. Св. Августин и его решение проблемы добра и зла – насколько современно и актуально?

4. Ваши контраргументы Фоме Аквинскому (5 доказательств существования Бога).

5. Каково понимание мира и человека в философии эпохи Возрождения?