Диалектика как наиболее полное и всестороннее учение о развитии. Диалектика и метафизика

Вопросы к экзамену по философии

Мировоззрение и его типы. Мифология, религия, философия.

Мировоззрение человека– это система взглядов и представлений человека о мире, на основе которой формируется отношение к миру и определяется место человека в этом мире.

Мировоззрение включает в себя два компонента: знание или представления о мире и систему оценок, на основе которой формируется отношение к миру

В мировоззрении различают три уровня: мироощущение, мировосприятие и миропонимание.

В истории человечества описываются три формы мировоззрения: мифология, религия и философия

а) Мифология –это древнейший способ миропонимания, характеризующийся целостным восприятием мира, в рамках которого человек не видит различий между обществом и природой, естественным и сверхъестественным (сенкретизм).

Такое понимание позволило древнему человеку приписывать себе свойства природных объектов (тотемный культ или тотемизм), а собственные черты переносить на природу (антропоморфизм, анимизм). По своей форме мифы напоминают произведения искусства, но миф – это более фундаментальный подход к мирапониманию.

Функции мифа:

-Историческая (необходимость установить связь между прошлым, настоящим и будущим)

-Культурно-воспитательная (передача знаний, традиций, правил от поколения к поколению)

-Мировоззренческая (формирование целостной картины мира)

б) Религия – это способ миропонимания, при котором происходит разделение мира на естественный (доступный нашим органам чувств, т.е. познавательный) и сверхъестественный (неподлежащий чувственному восприятию, т.е. познанию). Таким образов в основе любой религии вера в сверхъестественное. Религия также формирует систему культа, т.е. совокупность основных догматов и ритуалов. Религия формируется на основе языческих верований, но между ними принципиальные различия:

-Язычество существовало в устной форме, а религия опирается на письменный источник.

-Для язычества характерен политеизм (многобожие), а для религии монотеизм (однобожие)

-На уровне язычества боги являются воплощением природных стихий, а в религии бог – это сверхприродное существо.

Функции религии:

-Культурно-воспитательная (система заповедей и запретов)

-Мировоззренческая

-Иллюзорно-компенсаторная

в) Философия – это первая форма рационального знания о мире. Она в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет). Классическая форма - в др. Греции. Первый человек, называвший себя философом - Пифагор. В качестве особой науки философия выделена Платоном. Данная наука сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Кроме познания мира, «любовь к мудрости» предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, указывала правильный путь, служила руководством человеческого поведения и образа жизни.

Диалектика как наиболее полное и всестороннее учение о развитии. Диалектика и метафизика.

Диалектика как способ миропонимания складывается в античности. Термин диалектика первоначально переводится как умение вести беседу. Это было связано с тем, что древние мыслители (Сократ) предполагали, что истину возможно обнаружить лишь в результате столкновения и согласования различных, а порой взаимоисключающих суждений. Платон, будучи учеником Сократа, представлял диалектику как метод анализа и синтеза понятий, изучение которых позволяет представить природу отдельных предметов, процессов и явлений. Большое внимание к диалектике уделяли представители Элейской школы, так как понимали принципы диалектики в качестве основоположника механизмов существования и развития мира в ……..

При всей важности античной диалектики, ее принципы носили стихийный и наивный характер. Рационализм в понимании процесса изменчивости и развития мира ввел Георг Гегель на рубеже 18-19 вв, которого и принято считать создателем современной системы диалектики.

В современных условиях диалектику понимают как учение о всеобщем развитии, т.е. такой способ миропонимания, в границах которого физический мир понимается как система взаимодействий, взаимообусловленных явлений и процессов.

Гегель обобщил опыт предшествующей диалектики и разработал систему категорий и законов современного понимания диалектики. В системе Гегеля категории диалектики носят парный характер. Таким образом, природа и взаимодействие между самими категориями диалектики отражают сущность этого подхода к пониманию и объяснению мира в целом.

Категории диалектики:

  • Сущность - нечто сокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющее ими, основание всех форм их внешнего проявления. Сущность всегда конкретна, не бывает сущности вообще.
  • Явление - непосредственно воспринимаемые свойства объекта, то или иное видение которых зависит от строения и действия органов чувств субъекта познания. Явление - это проявление сущности.
  • Единичность - категория, выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг от друга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическими особенностями, составляющими их неповторимую качественную и количественную определённость.
  • Случайность - такой тип связи, который обусловлен несущественными, внешними дл данного явления причинами. Бывает внешней и внутренней.
  • Необходимость - закономерный тип связи явлений, определяемый их устойчивой внутренней основой и совокупностью существенных условий их возникновения и развития.
  • Свобода - способность человека принимать решения и совершать поступки в соответствии со своими целями, интересами, идеалами.

Поскольку движение и развитие являются противоречивыми процессами, имеющими множество разных моделей, включающих в себя моменты устойчивости и изменчивости, прерывности и непрерывности, причинности и случайности – то возникает проблема возможности описания данной противоречивости. Это означает, что требуется выработка определенной обобщающей метаконцепции, способной объяснить все возможные модели и аспекты движения и развития бытия в целом. Исторически сложились две основные метаконцепции в понимании движения и развития – метафизика и диалектика.

В своем последнем значении метафизика означает особый способ понимания движения, когда во-первых, абсолютизируется одна из противоположных сторон движения (движение или покой), а во-вторых, движение сводится к одной из его форм (напр. механическая картина мира И. Ньютона). Подобному взгляду и противостоит диалектика.