Критический (скептический) тип философского мышления

Скептицизм (от др.-греч. σκεπτικός - рассматривающий, исследующий) - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.

Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям. В обыденном смысле скептицизм - психологическое состояние неуверенности, сомнения в чем-либо, заставляющее воздерживаться от высказывания категорических суждений.

Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма - явление. Следует различать обыденный скептицизм, научный и философский скептицизм. В обыденном смысле скептицизм - воздержание от суждений, обусловленное сомнениями. Научный скептицизм - последовательная оппозиция учениям, не имеющим эмпирических доказательств. Философский скептицизм - направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания. Философский скептицизм рассматривает философию, в том числе и скептическую, как род наукообразной поэзии, но не науки. Отличительный признак философского скептицизма - утверждение «Философия - не наука!».

Античный скептицизм как реакция на метафизический догматизм представлен прежде всего Пирроном, затем средней академией (Аркесилай) и т. н. поздним скептицизмом (Энесидем, Агриппа, Секст Эмпирик). Энесидем указывает десять принципов (тропов) скептицизма: первые шесть - это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям; последние четыре принципа - это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов.

Солипсизм (от лат. solus - «единственный» и лат. ipse - «сам») - радикальная философская позиция, характеризующаяся признанием собственного индивидуального сознания в качестве единственно-несомненной реальности и отрицанием объективной реальности окружающего мира. Иногда этот термин употребляется в этическом смысле как крайний эгоцентризм.

15.«Иррационалистический» тип философского мышления.

Иррационалистическая философия - своеобразный элемент западноевро-пейской философии. Она есть результат генезиса иррациональных идей в про-странстве культуры. Для выяснения сущности и задач иррациональной филосо-фии, следует обратить внимание на смысловые значения понятий "иррацио- нальное" и "иррационализм", неоднозначно используемые в философии. Под иррациональным принято понимать все то, что выходит за пределы рассудка и разума; алогичное, неинтеллектуальное, противоположное и проти-воречащее разуму. Иррациональное – это такие явления реальности, которые принципиально недоступны рациональному познанию, несовместимые и несо- измеримые с возможностями разума. Иррационализм трактуется в двух смыслах: в широком смысле, как фило-софское идеалистическое течение (направление), ограничивающее возможности рационального познания. Разумному созерцанию мира иррационализм противо- поставляет чувственное созерцание, интуицию, инстинкт, веру…, т. е. другие познавательные способности, позволяющие получить знание недоступное разу- му. В узком смысле, под иррационализм подводят различные философские кон-цепции, школы, возникшие в результате развития буржуазной идеологии в кон- це XVIII века, которые представляли собой реакцию на рационалистическую веру в безграничные возможности человеческого разума и характеризовались

стремлением либо опровергнуть рационализм вообще, либо ограничить его чрезмерные притязания на истину. Такова смысловая интерпретация понятий "иррациональное" и "иррационализм", имеющаяся в современной литературе.