Пецифика отечественной философии ХХ века

Сложный, противоречивый, а порой, и драматичный характер приобрел философский процесс в советскую эпоху. В 1922 г. по решению ЦК РКП большая группа писателей, журналистов, философов была выслана из России. Многие из них составляли цвет отечественной культуры и вынуждены были покинуть Родину за умение мыслить неординарно и самостоятельно, за несхожесть своего образа мысли с господствующей идеологией. Среди изгоев оказались Н. Бердяев, П. Струве, И. Ильин, П. Сорокин, С. Булгаков, С. Франк, Л. Карсавин, Б. Вышеславцев, Г. Федотов.

Необходимо отметить, что среди эмигрантов были люди, никогда не стоявшие реально в политической оппозиции к советскому строю. Если Д. Мережковский, к примеру, до конца жизни приветствовал любые средства борьбы с большевизмом, то, скажем, Н. Бердяев был далек от политики. И он воспринял высылку как большое личное горе. Бердяев даже написал письмо тяжело больному Ленину, пытаясь объяснить свою отстраненность от политики.

Однако философская жизнь в стране не прекратилась. И неправда, как утверждают некоторые критики, что в Советском Союзе интеллектуальная, в том числе и философская, мысль умерла или замерла на долгие десятилетия. Философия в СССР прошла через ряд этапов, содержание которых составляли различные темы, проблемы, сюжеты.

Прежде всего, следует дать общую характеристику отечественной философии, ее марксистскому периоду.

Это в целом классический тип материалистической философии, который отличали рационализм, опора на естественные науки, диалектика как метод познания, идеал общественного прогресса, особое понимание человека как социального существа, познающего и преобразующего мир и др.

Принципы объективности и всесторонности анализа любого явления требуют видеть как сильные, так и ограниченность, слабые стороны в развитии отечественной философии советского периода.

К сильным сторонам относится следующие:

· Были достигнуты серьезные успехи в развитии теории познания, его методологии и логике.

· Значительный вклад отечественная философия внесла в решение историко-философских проблем. Осуществлялось комплексное исследование материалистической диалектики, активно велась разработка философских проблем естествознания.

· Вместе с тем в философии советского периода глубокие корни пустили догматизм и начетничество, вульгаризаторство марксизма.

Часто практиковалось применение политических методов в теоретической работе, вульгаризация принципа партийности и перенос его на науку, подчинение философии политике и жесткий идеологический контроль.

Были канонизированы труды К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина.

И, наконец, наиболее слабым звеном была социальная философия - малопродуктивность, а порой бесплодность и практический вред выводов по целому ряду проблем: теория общественно-экономической формации, общественный прогресс, теория классов, наций и национальных отношений, теории социальной революции и государства и др.

Философия советского периода была освящена именем Ленина, идеи которого были в значительной степени догматизированы.

Отсюда, необходимо прояснить в общих чертах место и роль Ленина в философии. Отношение к Ленину и сегодня противоречиво: прежнее религиозное поклонение сменилось скептицизмом и нигилизмом. Причина этого не только связана с крахом социализма, но и с канонизацией и деформацией ленинских идей на протяжении многих десятилетий.

Ленин принадлежит к сторонникам ортодоксального марксизма. Прежде всего, это политик, профессиональный революционер, а в сфере науки - экономист. Ленин не считал себя философом, к ней он обращался тогда, когда этого требовали, на его взгляд, интересы идейно-политической борьбы.

Наиболее крупными философскими работами Ленина были "Материализм и эмпириокритицизм", "Государство и революция", в которых разрабатываются проблемы познания, диалектики, а также учение о государстве. В целом, оценивая теоретическое наследие Ленина, отметим, что в нем без сомнения имеются идеи, свидетельствующие об остроте ума и таланте автора, о глубоком знании марксизма, умении пропагандировать его.

С содержательной стороны Ленин был большим утопистом, мечтавшим построить справедливое идеальнее общество при помощи насильственной диктатуры пролетариата. Жизнь не подтвердила многие ленинские теоретические положения. В философских взглядах Ленина нашли отражение революционный романтизм, нетерпимость к идейным и политическим противникам, подчинение философии интересам политической борьбы.