Проблема человека в философии софистов и Сократа

Своего наивысшего развития античная философия достигает в рамках классического этапа.Этот этап связан прежде всего с именами великих мыслителей Сократа, Платона и Аристотеля.

В число наиболее известных представителей философской школы софистов входят Протагор (ок. 480-ок. 410 до н.э.), Горгий (ок. 483-375до н.э.), Продик (470-410 до н.э.).

Софисты слыли «учителями мудрости», приобщали молодых людей к логике и ораторскому искусству, готовя их к активной общественной жизни и политической деятельности. Они обучали молодежь философии, сосредоточивая свое внимание на социальных вопросах, на проблемах человека, и прежде всего – на его коммуникативных возможностях.

Важным аспектом педагогической деятельности софистов являлась подготовка своих учеников к активному применению приемов и форм убеждения и доказательства вне зависимости от истинности рассматриваемого суждения. Приемы мышления софистики наиболее ярко выразил Протагор. Именно ему принадлежит знаменитое высказывание: «Человек - мера всех вещей». Всякое знание он полагал относительным и доказывал, что каждому утверждению с равным на то основанием может быть противопоставлено противоречащее ему утверждение. Наряду с этим Протагор очень много сделал для утверждения образа правления и обоснования равенства свободных людей.

Осмысливая феномен бытия, Горгий утверждал что оно не существует. Обосновывая свою позицию, он рассуждал следующим образом. Если бы бытие существовало, то его, невозможно было бы познать, так как между ним и мышлением имеется несовместимость.

Софист Продик получил известность своей активной разработкой проблем языка. Полагая, что правильное употребление слов является непременным условием успешного философствования.

Переворот в античной и мировой философии осуществил Сократ (469-399 до н.э.), который в начале своего философского пути был учеником софистов, однако затем отошел от них и подверг их учение резкой критике. Этот, прославившийся в веках мыслитель ничего не писал. Его философствование было исключительно устным, неотъемлемым от конкретно-жизненных ситуаций, от межчеловеческого общения.

Сократ стоял у истоков диалектики. Вступая в диалог, выдающийся античный мыслитель критически и всесторонне анализировал всевозможные подходы к рассмотрению обсуждаемого предмета, обнаруживал противоречия в рассуждениях собеседника и подводил его к истине посредством умело задаваемых вопросов и получаемых от него ответов. Именно Сократ первый увидел основной признак суждений в их отчетливости и ясности. В процессе спора Сократ широко использовал метод, названный им майевтикой (повивальным искусством). Важной деталью его метода были общие определения понятий и побуждающие собеседника к ответам на проблемные вопросы. Сократ поставил в центр своих философских исканий человека, внутренние противоречия его души. Девиз: «Познай самого себя!» отразил главную цель его философии. Путь к уяснению истины великий мыслитель видел в непрестанном и упорном труде души.

Сократ принадлежит к числу философов, обнаруживших сферу духовного как самостоятельную реальность, рассматривавших ее как нечто не менее достоверное, чем чувственно воспринимаемая материальная сфера мира. Раскрывая тайны человеческой души, Сократ верит в её бессмертие, как и в бессмертие Бога.

Особого внимания заслуживают этические воззрения Сократа, имеющие рациональный характер. Согласно Сократу, в основе добродетели лежат знания и человек, знающий добро, и не станет творить зла. Критика афинских порядков Сократом повлекла за собой обвинение в неуважении к богам, в непочитании обычаев и «развращении молодежи». Великий философ был осужден согражданами и приговорен ими к смерти. Имея возможность бежать из Афин, он не воспользовался ей и, уверенный в своей правоте, согласно приговору суда, принял яд и умер в окружении друзей и учеников.

Философия Платона.

Платон (427-347 до н.э.) – выдающийся философ, принадлежащий к числу крупнейших мыслителей в истории человечества, был учеником Сократа. Его идеи широко представлены в мировой философской культуре всех последующих веков.

Его философское наследие включает в себя 34 диалога и 13 писем. Формированию учения Платона во многом способствовали его путешествия в Египет, Сицилию, Южную Италию. Платон трактует философию как интеллектуально-духовную деятельность, способствующую преодолению противоречий между несовершенством материального и совершенством духовного. Центральной категорией у Платона является «идея». Идея для Платона – это смысл вещи, ее подлинная сущность. Мир для него двойствен, его составляющие – это видимый мир изменчивых предметов и невидимый мир идей. Мир идей помещается Платоном в некую занебесную сущность, которая неосязаема и лишена очертаний и может быть обнаружена человеком только с помощью ума. Мир идей представляет собой истинное бытие чувственно воспринимаемые вещи являются их тенями, слабыми копиями.

Существенную роль в философии Платона играют категории мира, Космоса, Бога, души. Мир, согласно Платону, это единство общего и единичного, космического и человеческого. Платоновский Космос прекрасен полон божественного смысла. В учении Платона идеи управляют Вселенной и обобщают в себе все многообразие природно-космической жизни. Они выступают вечными образцами для всех реально существующих вещей. Божественное в философии Платона неразрывно связано с человеческой душой, бессмертной сущностью, которая до рождения обитает в царстве чистой мысли и красоты. На грешной земле её пристанищем становится человеческое тело. Сразу после рождения душа уже знает все, что нужно знать и сама избирает свою участь. Наряду с этим её существование во много предопределено судьбой. Душа состоит из трех частей: разумной, пылкой и чувственной. Платон связывает разумную часть души с добродетелью и мудростью, пылкую – с мужеством, а чувственную, нуждающуюся в преодолении – с благоразумием.

Распространяя идею блага на человеческое сообщество Платон формирует свои политические взгляды и излагает их в диалогах «Государство» и «Политика». Он критикует известные ему типы государственного устройства: тимократию, олигархию, демократию и тиранию. При этом наиболее явное неприятие вызывает у него демократия, которая, по его мнению, неизбежно ведет к тирании. Платон разработал свою модель «идеального» государства. Под ним Платон понимал аристократическую республику. Все граждане государства являются свободными и делятся на три сословия. Управляет государством сословие мудрецов – философов. Защита государства от внутренних и внешних врагов осуществляется сословием воинов. Сословие ремесленников и земледельцев обеспечивают граждан всем необходимым. Платон выступает противником частной собственности, которая развращает людей и вызывает конфликты между ними. Собственность в «идеальном» государстве должна быть только общественной. При этом государству необходимы рабы (иноземцы по происхождению, являющиеся собственностью свободных граждан). В «идеальном» государстве Платона неупорядоченное взаимодействие граждан невозможно. Все человеческие действия здесь жестко регламентированы, причем за нарушения регламента неотвратимо следует наказание, вплоть до смертной казни.

Философия Аристотеля.

Аристотель (384-322 до н.э.), ученик Платона, так же, как и его учитель, является одним из наиболее выдающихся мыслителей всех времен и народов. Созданное им философское учение обобщает в себе наивысшие достижения античной культуры. Его учение – это целостное мировоззренческая система, в содержании которой с редкостной глубиной, тонкостью и масштабностью сочетаются разнородные и разнообразные знания о действительности.

Согласно Аристотелю философия существует одновременно на двух уровнях. Если первая философия, то есть метафизика, сосредоточилась на вопросах бытия как такового, то вторая философия, иначе говоря – физика, постигает бытие сущего, причастного к движению. Если предмет физики ограничивается миром природы, то предмет метафизики выходит за рамки природы, охватывая то, что существует сверх неё. Последующая история философской мысли свидетельствует о большой сложности и неоднозначности проблемы соотношения первой и второй философии.

Аристотель глубоко уважал своего учителя, но при этом не принимал отдельные положения его учения. В частности, он не соглашался с тем, что мир идей обладает самостоятельным существованием. Альтернативой учению Платона об идеях стало учение Аристотеля о материи и форме.

Считая материю объективно существующей субстанцией Аристотель приписывает ей признаки вечности, несотворимости и неуничтожимости. Предвосхищая открытие М.В. Ломоносова и Лавуазье, он обнаруживает, что она не может ни возникнуть из ничего, ни исчезнуть в никуда, её количество она не увеличивается и не уменьшается. Будучи инертной и пассивной, материя содержит в себе возможность возникновения действительного многообразия вещей. Возможность может быть преобразована в действительность, только при условии придания ей соответствующей формы. Форма в учении Аристотеля – это активный творческий фактор, функция которого состоит в придании действительности вещам. Форма играет роль их причины, стимула и цели. Обеспечивая переход однообразной материи в многообразные вещи. Однако никакая вещь не может появиться сама по себе без участия Творца, ума-перводвигателя, иначе говоря – Бога. Полагая связь формы и материи неразрывной, Аристотель утверждает, что всякая вещь содержится в материи, в возможности и обретает определенную форму в ходе естественного развития. При этом мир в целом есть не что иное, как ряд взаимосвязанных форм, выстраивающихся в соответствии с присущей им мерой совершенства.

Аристотель явился создателем иерархической системы фундаментальных философских понятий – категорий. Изначально в число основных вошло десять категорий: сущность или субстанция, количество, качество, отношение, действие, страдание, место, время, состояние, обладание. Основополагающей являетсякатегория «сущности» («субстанции»), остальные выражают ее признак.

Аристотель установил четыре первопричины мира: форму, материю, источник движения и цель. Главными первопричинами Аристотель считает форму и материю. Высшей первопричиной и высшей ступенью бытия является, по мнению Аристотеля, абсолютный Ум, то есть Бог, существующий в вечности. Мировое движение Аристотель рассматривает как процесс взаимообусловленный, первопричиной которого выступает Бог.

Анализируя душу, Аристотель выделяет в ней: вегетативную, чувственную и рациональную части. Растениям свойственна вегетативная душа, животные – вегетативная и чувственная, люди же являются носителями всех трех вышеотмеченных видов души.

Существенный вклад внес Аристотель в развитие социально-политической философии. Его политико-правовые идеи нашли отражение в трудах «Афинская полития» и «Политика». Формы государственного правления он делит на правильные и неправильные формы государственного правления. К первым он относит монархию, аристократию, политию, ко вторым – тиранию, олигархию, демократию. Наилучшей из форм он признал политию, представляющую собой нечто среднее между олигархией и демократией.