V. О флюндическом состоянии энергии, о силах магнитных и силах безличных, об элементарии и элементале

Флюидическое состояние энергии наилучшим образом определяется самым его определением, что оно есть состояние энергии во время ее истечения. Всякая сила космоса всегда имеет своим генезисом переход некоторого высшего центра в состояние активности. Все силы природы разделяются па две основные группы на силы, несущие в себе свое направление, характер или преимущественное, предпочтительное пред другими использование своей динамичности в некотором определенном индивидуально данной силе присущем виде и на силы безличные или, вернее, безразличные к тональностям встреч и взаимоотношений с такими же подобными или же инертными пассивностями. Всякая модификация личной силы всегда имеет, по крайней мере, два плана. Это последнее и показывает, что, вообще говоря, всякая личная сила, проявленная во вне, построена по типу элемептала, но, вместе с тем, она отлична от него и посему носит в оккультной традиции общее наименование элементария.

«В своей невидимой эволюции всякая человеческая мысль, переходя в тот мир, изнанкой которого служит физический порядок, делается деятельной сущностью, соединяясь воедино с каким-нибудь отдельным элементом, т. е. с одной из полусознательных сил Царства Жизни. Эта мысль живет как деятельный разум, как творение, созданное духом, и живет в течение более или менее продолжительного периода времени, пропорционально интенсивности мозгового действия, породившего эту мысль. Таким путем, всякая светлая мысль увековечивается как могущество деятельное и благотворное, а темная - как могущество демоническое и зловредное».

Станислав де Гуайта.

Элементал есть сущность силы, определяющая ее стихийный аспект. Он отличен от живого существа отсутствием собственной воли и индивидуальности. Все элементалы каждой стихии между собой одинаковы по свойствам и отличаются лишь степенью своей выявленности. Из этого общего определения вытекает, что всякий элементал представляет из себя двухпланное существо; низшая его сторона является деятельной, она именно осуществляет активные воздействия на среду, в то время как высшая сторона является управляющим началом, которое и сообщает всем этапам этих действий свойственную данному элементалу тональность. Элементарий имеет эти же качества и свойства, но, вместе с тем, элемент личности в нем уже несравненно более выявлен; в то время как каждый элементал может обладать лишь одной из четырех стихийных тональностей, элементарий, вообще говоря, вовсе не стеснен никакими рамками и его возможные тональности столь же многообразны и бесчисленны, сколь безгранично число элементов в существе человеческом. Элементал есть прежде всего агент реализации. Он осуществляет свойственный ему стихийный аспект высшего импульсивного действия, совершенно безразлично относясь к тому, какова собственная тональность этого действия, каково его место и какова роль в общей экономии мироздания. Элементал по существу своему безразличен; к другим стихийным тональностям он нечувствителен вовсе; к импульсам его стихии его восприимчивость прямо пропорциональна напряженности и интенсивности вибраций импульсирующего центра. Элементарий, хотя и не имеет, подобно элементалу, личной свободной воли и индивидуальности, но, однако, он представляет из себя вполне определенную особь. Элементарий не связаны стихиями, они выше их и сами порождают свое действие в стихийных аспектах через целый комплекс элементалов. Элементарий представляет собой как бы переходную ступень между лишенным вовсе личной индивидуальности элементалом и наделенным ею в полной мере человеком. Элементарий, порожденный человеческим существом, в момент своей эманации представляет из себя некоторое количество энергии, находящейся в стационарном состоянии, окруженной другой стационарной же энергией, лежащей в более низком плане и долженствующей играть роль посредствующего тела при встрече элементария с соответствующей пассивностью, в каковое время высшая энергия, играющая роль монады, начнет переходить в динамическое активное состояние, которое и произведет конкретное действие. Отсюда и вытекают следующие законы элементария:

I. Длительность и жизнеспособность элементария прямо пропорциональны количеству единиц работы, эквивалентной стационарной энергии монады элементария, отнесенной к определенной разности потенциалов двух планов энергии, один из которых соответствует монаде элементария, а другой тому, в котором совершается действие.

II. Жизненность элементария продолжается лишь до полного исчерпывания энергии его монады, после чего она входит безличным атомом в общую экономию природы.

III. Стремление, интенсивность и скорость реализации являются функциями общей тональности элементария.

IV. При встрече двух противоположных элементариев происходит их нейтрализация и порождение нового андро-гинного элементария, в котором будут преобладать тональность и направление более сильного элементария.

V. Из двух элементариев сильнее тот, который при близости между собой планов их монад и посредствующих тел будет иметь большее количество единиц работы, или же планы его монады и посредствующих тел будут более высокими, чем у другого.

Классическим примером элементария являются мыслеформы. «Всякая мысль есть душа», говорить Бульвер в своем знаменитом романе «Занони».[216]Учение о мыслеформах может быть синтезировано в следующих отдельных положениях:

1) Мыслеформа состоит из монады, берущей начало в ментале человека и тела из астрала.

2) Всякая мысль порождает 2 эффекта:

а) систему радиональных вибраций,

в) определенное астральное тело.

3) Ясновидящий воспринимает: самую мысль, как пертурбацию ментала человека, которая затем выливается в простую или сложную систему вибраций, уже свободную от него.

Законы бытия и деятельности мыслеформ всецело относятся к области практического оккультизма, а потому я ограничусь лишь ссылкой на специальный труд Анни Безант,[217]снабженные прекрасными иллюстрациями в красках, дающий все основные сведения о мыслеформах, за пределами которых начинается область, доступная лишь личным усилиям ищущего знания.

Элементарии, порожденные грубо-чувственной стороной человека, в традиции именуются лярвами.

VI. Основы учения о силе вообще

Под силой или объективными динамическим состоянием энергии я понимаю то, при котором эта энергия, при встрече с соответствующей воспринимающей пассивностью, оказывает на нее некоторое давление, понимаемое в самом широком смысле этого слова, т. е., что она способна вызвать изменение состояния, в котором эта пассивность до того времени находилась.

Отдельная силовая линия магнитного поля представляет из себя геометрическое место точек или траекторию движения абсолютной единицы массы, подверженной действию сил поля. Известно, что если в поле помещен объект, в нем начнет индуцироваться сила, приводящая этот объект в движение по направлению силовых линий поля. Воспринятая объектом энергия есть энергия электрическая, и получается она за счет первоначального заряда индуктора. Отсюда и вытекает величайшей важности закон: Всякое магнитное поле способно передавать электрическую энергию; без наличия поля передача на расстояние электрической энергии невозможна; интенсивность передачи электрической энергии есть показатель мощности магнитного поля, и обратно. Динамические силы вообще в принципе возможны лишь в области магнитного поля; через абсолютную пустоту передача динамической энергии есть nonsense. Из этого общего закона непосредственно вытекает, что в абсолютно пустом пространстве одно какое-либо тело в принципе движения иметь не может. Мы можем рассматривать космос, как совокупность мириадов туманностей, за одно тело высшего порядка, и это последнее, согласно приведенному закону, должно быть в своем целом недвижно. Из этого же общего закона при помощи простых построений могут быть выведены все теоремы о неизменяемости положения или траектории центра тяжести системы под влиянием внутренних усилий. Перейдем теперь к исследованию процесса передачи полем электрической энергии.

Если магнитное поле способно передать энергию индуктора в какую-либо точку, подверженную действию сил поля, то это показывает, исходя из общего принципа непрерывности вселенной, что каждая силовая линия поля есть тот путь, по которому может скользить абсолютная единица энергии, находящейся в стационарном состоянии. Такой перенос энергии совершается во времени, а посему некоторое количество мгновений каждая такая единица энергии будет предоставлена себе самой, а посему она необходимо должна быть в это время замкнутым вихрем. Будучи таковым, единица энергии обладает, вместе с тем, пульсацией, а посему геометрическое место точек круговых сечений, проходящих через центр тяжести вихря и перпендикулярных линий тока, и представляет собой поверхность, получаемую вращением синусоиды вокруг своей продольной оси. Индуктор эманирует одну единицу энергии за другой через промежуток времени равный половине периода пульсации, благодаря чему порождаемый единицами энергии синусоидальные поверхности совпадают, т. е. в пространстве возникают непрерывно следующие друг за другом волны, имеющие одинаковые μ (амплитуда колебания) и λ (длина волны). Каждый отдельный, эманируемый индуктором энергетический вихрь является вполне определенной величиной: это есть наименьшее количество энергии, которое индуктор способен эманировать во вне при помещении в его силовое поле наименьшего количества массы. Эта единица энергии является атомом энергии, определение которого таково: энергический атом есть минимальное количество энергии, которое может эманировать во вне данный индуктор и которое находится в устойчивом, замкнутом и самообусловливающем состоянии и имеет определенные: длину волны, амплитуду колебания и период пульсации.

Всякая объективная познаваемая нами модификация энергии имеет атомное строение.[218]Это и есть основной закон учения о космической энергии.

Под высотой тона какой-либо модификации энергии я понимаю количество атомных пульсаций, отнесенных к единице времени.

Под вибраций данной объективной энергии я понимаю амплитуду колебания ее пульсирующих атомов.

Под мощностью вибрации я понимаю отношение вибрации данной объективной энергии к вибрациям солнечным.

Каждый индуктор при появлении объекта в его силовом поле начинает как бы бомбардировать его своими дифференциально малыми энергетическими атомами, чем и насыщает его и сообщает ему кинетическую энергию. Каждый такой отдельный энергетический атом представляет собой чрезвычайно своеобразную систему. Он имеет вид дифференциально маленькой сферы, внутри которой имеется темное ядро, которое гармонично пульсирует с внешней световой сферой. Темная часть атома является как бы его управляющим началом и имеет самодовлеющее значение, в то время как внешняя сфера является как бы световым ореолом и внешним отзвуком основного темного света. Этот последний, в свою очередь, представляется как бы порождением и внешним проявлением еще более высшей сущности, недоступной сознательному восприятию.

Аркан XII

I. Традиционные наименования:

Messier, Caritas; Zodiacus; Повешенный.

II. Буква еврейского алфавита:

ל (Ламед).

III. Числовое обозначение:

Тридцать.

IV. Символическое начертание:

Жуткая, неприветливая, песчаная равнина, кое-где поросшая жалким, согбенным к земле кустарником. Заброшенная дорога вьется с одного края горизонта на другой; все следы занесены на ней песком. Вечер; быстро сгущаются сумерки; высокий холм кажется как бы врезанным в небо, - так резко выделяются его очертания на западном небе, освещенном вечерней зарей. Солнце опускается к горизонту; огненный диск уже не жжет глаза, на него можно смотреть. Он только что коснулся вершины холма и кажется огромной, искрящейся, только что пролитой лужей крови. На фоне этого кровавого диска резко выделяется темная фигура. Два обуглившихся ствола дерева, некогда сожженные молнией, с шестью коротко обрубленными сучьями на каждом из них, поддерживают жердь в виде перекладины, на которой висит привязанный за левую ногу Повешенный. Правая нога его заложена за левую так, что они образуют крест. Руки связаны за спиной и вместе с откинутой головой они образуют треугольник вершиной вниз. И чудилось мне, что жизнь еще не отлетела от Страдальца, чуть заметная дрожь потрясала Его тело, а ясные и бездонные глаза были устремлены на равнину и встречали каждого, кто дерзнул пойти по дороге. Море бездонное горя и скорби бесконечной прочел я в тех глазах, и всем своим существом почувствовал, что не о Себе скорбит Страдалец, что я сам есть виновник, причина и цель Его мук…