Проект, разрабатываемый философами и поэтами

Познай самого себя.

Заповедь дельфийского оракула

Я не случайно объединил в этой главе мнения столь различных представителей научной и творческой интеллигенции. Сделано это потому, что сегодня мы рассматриваем не особенности профессиональной деятельности, а конкретные идеи, которые данные люди проповедуют и несут в народные массы.

Философы убеждают нас: «Познай самого себя, и ты познаешь мир», поэты в лице Вильяма Шекспира им уверенно вторят, словами Гамлета:

«Быть или не быть, вот в чем вопрос.

Достойно ль

Смиряться под ударами судьбы,

Иль надо оказать сопротивленье

И в смертной схватке с целым морем бед

Покончить с ними?»

Это звучит не столь конкретно, но по большому счету говорит о том же – о познании себя, глубины своих чувств, закономерности поступков.

Надеюсь, прекрасную половину человечества не смущает тот факт, что философы и поэты высказывают, в большей степени, мужскую точку зрения на жизнь и любовь. Действительно, большинство людей, посвятивших себя этим занятиям представители сильного пола, но вдохновляют и направляют их мысли – женщины!

Слова, выбранные мной в качестве эпиграфа и отправной точки для начала разговора обычно приписывают древнегреческому философу Сократу. Но, как сообщает Платон в своем диалоге «Протагор», это надпись на храме Аполлона в Дельфах плод совместных раздумий «семи великих мудрецов» Древней Греции. Он пишет, что однажды Фалес, Питтак, Биант, Солон, Клеобул, Мисоне и Хилон собрались в храме Аполлона в Дельфах и в результате долгого диспута пришли к абсолютной, по их мнению, истине: «Познай самого себя». Ее они и написали на стене храма в Дельфах. Отсюда традиционное название этого тезиса - «заповедь Дельфийского оракула». Что же касается Сократа, то он сделал эти слова популярными, разъясняя ученикам и широко используя в своих беседах и выступлениях.

Нам же с точки зрения интимно-личностного общения более интересно толкование этого выражения, сделанное древнегреческим философом Хилоном, он эту мысль развивает следующим образом: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и Вселенную». Трактуется это так: человеку необходимо понять, что он хочет, что сделает его истинно счастливым, какими возможностями для достижения этой цели он располагает. Проще говоря, каждому из нас необходимо четко осознавать, что же он имеет или хочет получить от любви и любимого человека, какими качествами и ресурсами обладает сам, чтобы быть достойным взаимного чувства.

К сожалению, в своем большинстве философы и поэты, пишущие о любви слишком большие идеалисты. Прошли сотни лет с тех пор, как юный итальянец Франческо Петрарка воскликнул с болью и трепетом:

«Коль не любовь сей жар, какой недуг меня знобит?

Коль он - любовь, то что ж любовь?

Добро? Но эти муки, боже!

Так злой огонь?..

А сладость этих мук!»

И до сих пор ничего не изменилось. С таким же упорством повторяются слова о жаре и муках, добре и зле, рассуждения о формах и проявлениях любви: страстная, всепрощающая, вдохновляющая. Философы и поэты продолжают рассматривать человека как какое-то эфирное создание, порой забывая даже о такой реальной и прозаической силе как половой инстинкт.

Поэтам можно простить все, но когда философы на полном серьезе противопоставляют любовь и половой инстинкт это вызывает недоумение. Влечение безлико, утверждают они, ему все равно этот или другой половой партнер и предлагают универсальную формулу полового инстинкта: «Хочу, чтобы мне было хорошо» при этом формула любви звучит у них как: «Хочу, чтобы тебе было хорошо». Все это многократно перепечатывается, читается и обсуждается под аплодисменты несчастных влюбленных. Вот только я, по этому поводу, не намерен громко хлопать в ладоши.

Во-первых, с точки зрения инженерии глупо и даже в голову ни кому не придет сравнивать целостный работоспособный механизм с какой-то его составной частью пусть и основной. Представьте, что кто-то достал из вашей автомашины двигатель, а потом пустился в долгие наукообразные рассуждения о том, что сам по себе он не является автомобилем, забыв при этом, что и автомобиль без двигателя не средство передвижения, а деталь с наименованием – кузов.

Так и с любовью, природа создала для нее мотор – половой инстинкт, прошедший долгое испытание в процессе эволюции. Он уже давно доказал свою надежность и работоспособность на примере наших многочисленных меньших братьев, населяющих леса, моря и реки. А тем, кто учит нас, как рулить любовью, неплохо бы знать, как же этот двигатель работает, и как он устроен.

Это я к тому, что отдельным теоретикам необходимо почитать литературу по биологии и тогда они узнают, что половой инстинкт имеет и другое наименование инстинкт продолжения рода. Потому что каждой женщине при выборе партнера он неосознанно диктует не слова: «Хочу, чтобы мне было хорошо», а великую истину эволюции: «Хочу, чтобы моим детям было хорошо!» А если она думает иначе, то это вопреки инстинкту, или как теперь принято говорить ее социальное завоевание – право самостоятельного выбора жизненных приоритетов и ценностей.

Нельзя согласиться и с тем, что формула любви звучит как: «Хочу, чтобы тебе было хорошо», тогда вообще становятся непонятны все эти проблемы с расставаниями и разводами. Допустим, уходит от кого-то любимый человек и абсолютно точно известно, его дальнейшая жизнь будет гораздо интересней и лучше, согласно данной формулировке покинутому влюбленному радоваться надо, вот только по жизни я этого почему-то не замечаю, все как раз наоборот. Впрочем, в моей любимой Одессе, куда я каждый год приезжаю немного отдохнуть душой и телом, такое пусть, в шутку, но случается. И разговора двух соседок:

– Слышала? От Рабиновича ушла жена!

– Шутишь? И как он это пережил?

– Сейчас уже успокоился. Но сначала думал, что сойдет с ума от радости.

Естественно, что нельзя подменять понятие любовь на половой инстинкт, но и приуменьшать его значение недопустимо. Читая умные книги и возвышенные стихи, надо более критично относиться к крылатым фразам, на которые так щедры многие философы и поэты. Нельзя принимать их в качестве аксиом, не требующих доказательств. Очень часто это просто прекрасные образы, предназначенные для эмоционального наслаждения, любования красотой высказанной мысли, но с научной точки зрения они поверхностны и не отражают истинных процессов формирования чувства.

В подтверждение этого можем рассмотреть еще один пример с популярным выражением утверждающим что: «Любовь это не когда люди смотрят друг на друга, а когда смотрят в одну сторону», романтично настроенные девушки цитируют его в своих дневниках и блогах. К их сведению это определение в гораздо большей степени подходит для характеристики настоящей дружбы или крепкой семьи. К моему большому сожалению, любовь и семья это не одно и то же, многие со временем это поймут, хотя я со своей стороны желаю, чтобы таких людей было как можно меньше. Выше уже говорилось, взаимная любовь – это не только удовлетворение эмоциональных и интеллектуальных потребностей существует еще множество других факторов, связанных с влечением.

В любви люди обязательно смотрят друг на друга. Вначале глядят с восхищением, даже не замечая недостатков партнера, а затем их просто прощая. Если бы приведенная выше фраза полностью соответствовала действительности, тогда и браки в основном заключались на основе профессиональных интересов и всевозможных увлечений. Юристы женились бы и выходили замуж за юристов, туристы за туристов, философы естественно за философов, а поэтессы за поэтов. И мне бы не пришлось объяснять моей клиентке, почему ее муж, с которым они вместе закончили аспирантуру, написали диссертации на родственные темы, сделали карьеру в одной области знаний, сбежал к молоденькой продавщице, не блещущей умом, зато имеющей удивительно красивые бедра.

Впрочем, современная поэзия, когда веселится, даже более жестко, чем я, оценивает некоторые аспекты взаимоотношения полов.

Игорь Иртеньев.

Женщины носят чулки и колготки

И равнодушны к проблемам культуры.

20% из них - идиотки,

30% - набитые дуры,

40% из них - психопатки,

Это нам в сумме дает 90.

10% имеем в остатке,

Да и из этих-то выбрать непросто.

Тамара Панферова: Oтвет Иртеньеву

Носят мужчины усы и бородки,

И обсуждают проблемы любые.

Двадцать процентов из них - голубые.

Сорок процентов - любители водки.

Тридцать процентов из них импотенты,

У десяти с головой не в порядке.

В сумме нам это дает сто процентов,

И ничего не имеем в остатке.

Константин Эрнст: Ответ Иртеньеву и Панферовой

Сорок процентов из тех, что в колготках

Неравнодушны к любителям водки.

Любят порой голубых психопатки,

Правда у них с головой не в порядке.

Дуры всегда импотентов жалели

А идиоток придурки хотели.

В сумме, конечно же, нас сто процентов:

Дур, идиоток, козлов, импотентов

Вот такая критика с самокритикой. Конечно, не высокая поэзия, но польза есть и от нее. Заметьте, что эти шуточные стихотворные строки недвусмысленно указывают на конкретные потребности, которые не удовлетворены у множества наших современников и современниц. Иногда и у классиков поэзии можно найти весьма актуальные советы и мысли из области общения. Например, у великого Александра Сергеевича Пушкина есть такие поучительные строки:

«Чем меньше женщину мы любим,

Тем легче нравимся мы ей

И тем ее вернее губим

Средь обольстительных сетей».

Все это замечательно, но отдельные советы, которые дают нам философы и поэты не позволяют оказывать комплексное, а значит действенное влияние на чувство любви.

Я безмерно уважаю этих творческих людей, двумя руками голосую за право каждого человека, на познание себя любимого, но категорически возражаю, когда личные чувства преподносятся некоторыми из них, как нечто сверх уникальное, неповторимое, до конца непознаваемое. Непознаваемы мысли и поступки душевнобольного человека, хотя опытные психиатры даже на поздних стадиях заболевания находят и их первопричины.

В том же что касается любви к противоположному полу, переживаемой психически здоровыми людьми, то все ее проявления не уникальны и уже миллионы раз повторялись на нашей бренной планете в абсолютно аналогичной форме. Сегодня даже мельчайшие особенности чувства любви описаны и систематизированы учеными, представляющими различные области знаний.

Поэтому, если вам требуется получить в процессе общения реальной практический результат, проект, разрабатываемый и популяризируемый представителями указанных профессий, не актуален. Но он вполне годится для тех, перед кем стоит цель, связанная с поиском вдохновения, красоты мысли, совершенства образов.

Подход философов и поэтов к вопросам любви нельзя в полной мере отнести к системному поиску ее сути, это скорее попытка познания ее гуманитарной составляющей. С инженерной точки зрения философы и поэты остановились на этапе постановки задачи. Это не означает, что их труд не имеет практической ценности, в меру своих сил они раскрывают отдельное нюансы любви, а самое главное доказывает ее значимость, как для гармоничного развития отдельного человека, так и общества в целом.

Закончить рассуждения на эту тему справедливо будет словами великого поэта-суфия Джалал ад-Дин Руми, жившего в ХIII веке на территории Малой Азии: «Все, что вы любите и есть вы». Иначе говоря, человек – это сумма его желаний, влечений и потребностей, описывающих идеальный мир, в котором он хотел бы жить. Для счастливого бытия людей этот мир необходимо не только воспевать, но и познавать с использованием новейших научных достижений. Говоря словами Руми: «Мудрость и знание существуют для того, чтобы можно было отличить дорогу от бездорожья».