К какому из перечисленных философских направлений принято относить учения Ф.Ницше и О.Шпенглера?

а) философия жизни;

б) неотомизм;

в) стоицизм;

г) феноменология.

27. Истина трактуется как «результат соглашения между людьми» в рамках:

а) прагматистской теории истины;

б) корреспондентской теории истины;

в) неотомистской теории истины;

г) конвенциональной теории истины.

28. Кто из нижеперечисленных мыслителей применял цивилизационный подход к анализу общественного развития:

а) Августин Аврелий;

б) О.Шпенглер;

в) К.Маркс;

г) З.Фрейд.

29. Глобальными проблемами современности являются:

а) проблема смысла жизни, свободы, счастья человека;

б) экологическая, демографическая, энергетическая и т.д.;

в) политические, правовые, культурологические и т.д.;

г) этические, эстетические, философские.

30. Кто определял историю как развитие духа во времени, как этапы самопознания обществом свободы:

а) К.Ясперс;

б) К.Маркс;

в) О.Шпенглер;

г) Г. Гегель.

31. Формационная теория развития общества разработана:

а) Г.Гегелем;

б) М.Вебером;

в) К.Марксом;

г) О.Шпенглером.

32. Идея прогресса общественного развития возникла :

а) в философии Просвещения;

б) футурологии;

в) философии жизни;

г) экзистенциализме.

33. Философия выступала служанкой богословия:

а) в античной культуре;

б) эпоху Средневековья;

в) эпоху Просвещения;

г) эпоху научно-технической революции.

34. Кто определил свободу как познанную необходимость:

а) Вольтер, Руссо;

б) Ницше, Шопенгауэр;

в) Гегель, Маркс;

г) Камю, Сартр.

35. Идея многообразия культур и цикличности их развития возникла в философии:

а) О.Шпенглера;

б) К.Маркса;

в) Л.Фейербаха;

г) Г.Гегеля.

36. Кому принадлежит идея, что народные массы являются движущей силой истории:

а) философии жизни;

б) философии всеединства;

в) марксизму;

г) экзистенциализму.

37. Для какого философского направления чужда идея господства человека над природой, идея покорения человеком природы:

а) эмпиризму Ф.Бэкона;

б) рационализму Р.Декарта;

в) материализму К.Маркса;

г) «космизму» Н.Федорова.

38. Шпенглер определил цивилизацию как:

а) расцвет культуры;

б) то же, что и культура;

в) завершение культуры;

г) рождение культуры.

39. Гражданское общество основано:

а) на естественном отборе;

б) коллективной собственности;

в) частной собственности и частном интересе;

г) абсолютной монархической власти.

40. Разработка теории “естественного права и общественного договора” принадлежит:

а) Гоббсу, Руссо;

б) Г.Спенсеру, О.Конту;

в) К.Марксу, Ф.Энгельсу;

г) Ф.Достоевскому, В.Соловьеву.

41. Кому, на ваш взгляд, может принадлежать следующее высказывание: «В духе революционном нет ни свободы, ни братства»:

а) К.Марксу;

б) В.Ленину;

в) Н.Бердяеву;

г) Н.Кропоткину.

42. Как называется учение, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия:

а) рационализм;

б) материализм;

в) фатализм;

г) волюнтаризм.

43. «Философия абсурда» получила разработку в творчестве:

а) А.Камю, Ж.-П.Сартра;

б) Р.Декарта, В.Лейбница;

в) Платона, Аристотеля;

г) И.Канта, Г.Гегеля.

44. Как называется учение, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью:

а) теология;

б) сенсуализм;

в) персонализм;

г) прагматизм.

45. Какому учению принадлежит идея непротивления злу силой:

а) философии жизни;

б) Евангелию;

в) историческому материализму;

г) позитивизму.

46. Представители какого философского направления подвергли критике идею общественного прогресса:

а) марксизм;

б) позитивизм;

в) футурология;

г) философия жизни.

47. Соборность в качестве нравственного начала русского народного духа рассматривали:

а) анархисты;

б) марксисты;

в) славянофилы;

г) позитивисты.

48. Свободу совести можно определить как:

а) отсутствие всякой совести;

б) возможность поступать как хочется;

в) право человека на веру и принадлежность к какой-либо религии или быть атеистом;

г) верить, что Иисус Христос – действительно сын Божий.

49. Что такое мораль? Мораль – это:

а) вера в добро, его окончательную победу;

б) система воспитания хороших манер;

в) социальное явление, включающее исторические представления о добре и зле и система норм деятельности, основанная на этих представлениях;

г) навязывание определенных норм поведения системой идеологических учреждений.

50. Мысль о духовном и смысловом единстве философии и религии принадлежит:

а) Аристотелю;

б) Фоме Аквинскому;

в) Гегелю;

г) Марксу.

51. Какую философскую позицию характеризуют слова Марка Аврелия «Согласного судьба ведет, а несогласного она тащит»:

а) волюнтаризм;

б) фатализм;

в) эпикуреизм;

г) витализм.

52. Личность – это:

а) любой человек;

б) яркая индивидуальность;

в) человек, достигший совершеннолетия;

г) индивид, который способен свободно, творчески и ответственно осуществлять деятельность, ориентируясь не только на собственное благо, но и способствуя благу других.

53. Мудрость, справедливость, мужество, умеренность – основные добродетели человека в понимании философов эпохи:

а) античности;

б) Средневековья;

в) Нового времени;

г) XX века.

54. Сознание:

а) свойство всей материи, ее одухотворенность;

б) способность к мышлению, доступная высшим животным;

в) умение изменять свое поведение;

г) сущностная характеристика человека, выделяющая его из всего окружающего мира.

55. «Сущность человека – не абстракт, присущий отдельному индивиду, она есть совокупность всех общественных отношений». Данная мысль принадлежит:

а) Шопенгауэру, Ницше;

б) Фейербаху;

в) Марксу, Энгельсу;

г) Соловьеву, Булгакову.

56. Положение о том, что бессознательное (Эрос и Танатос) являются определяющими факторами поведения и жизнедеятельности человека, принадлежит:

а) психоанализу (фрейдизму);

б) экзистенциализму;

в) философии жизни;

г) ницшеанству.

57. Смысл жизни – главная проблема:

а) марксизма;

б) экзистенциализма;

в) герменевтики;

г) позитивизма.

вопросы для подготовки к экзамену