Как первое явление прекрасной невесты

Мистические состояния предвещают

Уединенные стоянки.

Показной блеск мистических переживаний

Равно заметен и простым людям, и царям.

Его видят все без исключения.

Но лишь цари подвластны любви

К Ее лику без вуали,

К ритуалу брачного уединения.

Хотя неисчислимым суфиям и адептам

Знакомы мистические состояния,

Нечасто встречается мистик,

Которому близка стоянка.

MM I 1435– 1438

"Привал" (вакфа) и "точка остановки" (маукиф)

"Привал" (вакфа) – ещеодин специальный суфийский термин. Согласно Абдор– Раззаку Кашани, "термин "привал" обозначает место между двумя стоянками, где искатель приостанавливается, чтобы избавиться от всяких следов предшествующей стоянки и подготовиться к продвижению на следующую стоянку".

ЭС, с. 54

О "точке остановки" (маукиф) Шах Ниматулла пишет:

"У богословов "точка остановки" указывает на предпоследнюю стоянку, предвещающую славу приближения последней стоянки. Среди восхищенных она подразумевает стоянку совершенства в двух отношениях:

первое:

в отношении к двум другим стоянкам с каждой стороны; здесь она называется "охватывающий перешеек" (барзакхэ джамэ');

второе:

по отношению к самой себе; здесь она именуется "последний перешеек" (барзакх аль-барозкех). "Охватывающий перешеек" объемлет собою необходимое и возможное бытие".

РШ, II, с. 303

Как первое явление прекрасной невесты - №1 - открытая онлайн библиотека

Метафизическое время (вакт)

Как первое явление прекрасной невесты - №2 - открытая онлайн библиотека

Вакт: метафизическое время[47]

Распустились алые розы, соловьи опьянены.

Отовсюду восторженные вскрики...

О суфий, преданный непреходящему "сейчас"!

Хафиз

Буквальное значение слова вакт – "время", "час", "событие" или "отдельный случай". Пророк ислама возгласил: "Я провожу время с Богом, в котором не имеет доли ни один архангел или предшествующий пророк"[48]

Вакт – специальный суфийский термин, обозначающий сошествие в сердце Божественного наития или восторга, который в данный момент изымает суфия из временного потока, текущего из прошлого в будущее.

Суфий стремится быть преисполненным Богом в каждый миг и потому рассматривает текущий момент как величайшую драгоценность. В результате его сознанием не владеет ни прошлое, ни будущее; его сердце наслаждается поминанием Бога. Позволить себе привязаться к будущему или прошлому, – полагает суфий, – значит изменить своей сосредоточенности на Истине и отойти от вакта. Поэтому Абу Саид Харраз советовал: "Не занимайте свое драгоценное время ничем, кроме ценнейшей из вещей, а вещь, наиболее ценная для преданного, – это то тружение, которое помещает его между прошлым и будущим"[49]. Само собою разумеется, что наиболее драгоценная собственность суфия – это поминание Реальности, поминание Возлюбленного.

Согласно Худжвири, у мистиков, исповедующих единобожие, в действительности два времени (аукат): одно сопутствует состоянию потери (факд), другое – обретению (ваджд); одно – месту единения, другое – отделённости. И там и здесь суфий сокрушен, ибо и его единение, и отъединенность исходят от Господа, вне хотения или стяжания со стороны преданного, в противном случае его нельзя было бы назвать преданным".

КМ (пер.), с небольшими изменениями, с. 368

Оттенки значений вакта

Вакт имеет различные оттенки значений:

1. Вакт как заман –то есть то, что вмещает в себя время мистических состояний, ниспосылаемых от Бога и овладевающих сердцем. Суфии различают два вида таких вместилищ:

– постоянное вместилище, которое называют местом;

– подвижное вместилище, которое называют временем.

Адаптировано из ТКК, с. 644

2. Если воображаемое событие вызвано реальным, действительным событием, последнее – по отношению к первому – называют временем.

Например, если кто-то говорит: "Первого числа я нанесу тебе визит", то этот визит пока – только воображаемый: человек может быть придет, а может быть и нет. Однако "первое число" – это реальное событие, поскольку оно обязательно наступит. Таким образом, "первое число" реально по отношению к "визиту первого числа".

Условия времени

Прежде чем момент (вакт) истечёт, его следует должным образом "отведать". Для этого необходимо соблюсти три условия:

(1) сохранение вакта: суфий должен оберегать вакт от навязчивого вмешательства своего эго. Более того, во время вакта не следует помышлять о вакте – это послужит сохранению чистоты вакта;

(2) закон вакта:суфию не следует позволять себе быть стесненным вактом, гордиться или потакать себе в самолюбовании;

(3) сокрытие вакта: в течение вакта мистическое состояние суфия следует скрывать от других.

Адаптировано из ТКК, с. 645– 646

Утрата и обретение вакта

Для суфия время, которое проведено с отсутствием "я", свободное от эго-сознания, рассматривается как обретение и польза, тогда как время, проведенное в вовлеченности в "я", рассматривается как пустая трата и потеря.

Адаптировано из ТКК, с. 655