Говорят, что вакт – обоюдоострый меч

Ведь он непрестанно прокладывает себе путь

Сквозь мгновения.

Там, где он проносится, ни криком, ни вздохом

Не задержать движение его клинка.

След времени - это просто дыхание,

Тем не менее его влияние колоссально,

Его отпечатки отчеканены

В сердце на веки вечные.

Старайся, чтобы его появление

Сочеталось с устремлениями твоей души.

Стремись предохранить след времени,

Помести его отметины в душу.

Время – метафизический клинок,

Его назначение – уничтожать недругов.

Постыдно, когда ему приходится рубить друзей –

ведь он создан для врагов!

Хотя что такое "недруги'''? – Враги сознания.

А что такое сознание? – Осознавание Господа.

Его недруги – запросы и низшая душа (нафс).

ХА, с. 35

Время согласно Шаху Ниматулле

"Знай, что метафизическое время (вакт) это сама длительность, в которой ты пребываешь в данный момент[64]. Оно – бытие (амр-и воджуди), пролегающее между двумя небытиями.

По арабской пословице "вакт – состояние, власть которого удерживает человека от занятия всеми прочими делами".

Каждый человек переживает сжатие (кабз), расширение (баст), скорбь (хозн) и радость (сорур) –в соответствии с его духовными склонностями. Бог возглашает: "...И дал вам всё, что вы просите" (14:33). Это можно интерпретировать так: каждое дело Божественности (ш 'ун-и хакк), о котором вы ходатайствуете перед Богом, будет непременно ниспослано вам в той мере, в какой это отвечает вашим склонностям. Бог возглашает: "Каждый день Он за делом (ша'н)" (55:29)[65].

Действительно, Бог направляет свои предопределения посредством архетипов (а'йан) различных существ, и, несмотря на то, что все возможности Им предрешены, Он обращает свой дар к врожденным (имкан) и интуитивным (адхвак) способностям дервишей в их созерцательные моменты.

Даже если дервишу случится упасть в море сжатия (кабз) сердца, он должен предать себя на волю волн до тех пор, пока его вновь не вынесет на берег. Если вместо этого он будет молотить руками и ногами, его сжатие будет лишь усиливаться с каждым дыханием, и в каждое мгновение (лахз') его вакт будет исторгаться из него".

РШ IV, с. 261

Мгновение (ан)

Слово "мгновение" (ан, множ. число аван) как суфийский термин обозначает текущий момент (вакт), в котором вы существуете. "Мгновение" безместно. Это духовное знание (ма рифат).

ТДж, с. 35

Говорят, что вакт – обоюдоострый меч - №1 - открытая онлайн библиотека

Дыхание

Говорят, что вакт – обоюдоострый меч - №2 - открытая онлайн библиотека

Дыхание

Часть первая. Арабский термин для дыхания (нафас)

Поговори с усладой сердца моего –

Стой, что подобна утреннему ветерку.

Наша любовь вспыхнула, как утренняя заря

На одном вздохе

Саади

В "Алхимии счастья" (Кимийя-йе са 'адат) Абу Хамид Газали дает такое объяснение нафасу:

"Дыхание - это буквально "вдыхание воздуха через нос или рот для успокоения сердца и последующий выдох". Такой вдох-выдох и представляет собой одно "дыхание".

Образно говоря, дыхание – это драгоценный камень, ценность которого составляет самую суть человека; растрачивать его впустую – неразумно".

"Каждый вдох – питатель жизни, – говорит Саади, – и каждый выдох несет приподнятость духу" [Г, с. 4].

"Как специальный суфийский термин дыхание - это дарование утешения сердцу посредством тонких частиц из сферы Незримого (лата 'иф гхойюб), – поясняет Кошайри. – Характер того, кто "обладает" дыханием, доброжелательнее и покладистее, чем у того, кто является "обладателем" мистических состояний.

Суфии полагают, что "обладатель дыхания" (сахиб-э нафас) – это продвинувшийся адепт, "обладатель времени" (сахиб-э вакт) – начинающий, а "обладатель состояний" (сахиб-э хал) занимает промежуточное положение между ними.

Мистические состояния – всего лишь средства, способствующие продвижению.

Люди сердца имеют дело с метафизическим временем, посвященные в тайны духа – с мистическими состояниями, дыхание же – это занятие адептов глубинного "я" (ахл-и сара'ир)".

РК, с. 127