Пока не утолю свою жажду любви к Тебе

Айнол-Кодхат далее цитирует Ахмада Газали: "Я ни разу не слышал, чтобы шейх Абуль-Хасан Харакани произнес имя Иблиса и не добавил при этом: "Этот величайший среди великих" и "образец тех из них, кто отделён". Когда я упомянул об этом при Бараке[100], он сказал, что именование "образец тех, кто отделён" лучше, чем "величайший среди великих".

НАК I 96-97

Хасан Басри говорит об Иблисе следующее: "На самом деле свет Иблиса – это огонь Великолепия, как в словах Божьих: "Ты создал меня из огня" (7:12).

И если бы Иблис явил человечеству свой свет, ему бы поклонялись, как Богу".

Т 211

Согласно Абуль-Аббас Кассабу, Иблис был убит Богом. Было бы трусостью бросать камни в того, кто убит Богом. Если бы Бог отдал в мои руки расплату в Судный День, я бы сделал вот что: собрал бы всех и возвысил Иблиса над всеми. Однако Бог не отдаст расплату в мои руки.

ТА 643

Рассказывают, что Нури и некий человек сидели и скорбно плакали. Когда человек ушел, Нури, обратившись к своим сподвижникам, спросил: "Знаете, кто это был?" Нет, ответили те, и он промолвил: "Это был Иблис, он говорил со мной и своем служении и рассказывал обо всем, что с ним произошло. При этом он, как вы видели, стонал от боли отдаленности и плакал. Да и я тоже не удержался от слез".

ТА 470

Рабию спросили: "Любишь ли Всемогущего?" Она ответила: "Да, люблю". Ее спросили: "Враждуешь ли с Сатаной?" Она в ответ: "Я столь поглощена Милостивым, что не имею времени для вражды с Сатаной".

ТА 80

Пока не утолю свою жажду любви к Тебе - №1 - открытая онлайн библиотека

Отсутствие презрения к Иблису

В одном из эпизодов "Маснави" Руми показывает, как опасно презирать Иблиса:

Однажды Адам взглянул

на бессердечного Иблиса

с презрением и насмешкой.

Он повел себя чванливо и самонадеянно,

насмеявшись над положением Иблиса.

Бог, возревновав, вскричал:

"О избранный! Ты несведущ

в скрытых таинствах.

Если бы Бог пожелал,

Он мог бы вырвать гору

глубоко из земных недр;

Он мог бы пристыдить сотню Адамов

и подвигнуть к принятию ислама сотню Иблисов".

"Я раскаиваюсь, – вскричал Адам, –

и впредь не буду столь неуважительным.

О помощь тех, кто взывает о помощи[101],

наставь нас!

Здесь нет гордости знанием или богатством.

Не сбивай с пути истинного сердце,

которое Ты милосердно наставлял,

и отврати зло, что предрешено Твоим Пером.

Пусть болезнь, которая предопределена,

покинет наши души

и не разлучит с братьями довольства[102].

Нет ничего горше разлуки с Тобой,

без Твоей защиты – одна растерянность.

ММ 13893– 3902

Пока не утолю свою жажду любви к Тебе - №2 - открытая онлайн библиотека

Проявление Божественного имени ''Вводящий в заблуждение" (аль-модхелл)

Иблис – проявление Божественного имени "Вводящий в заблуждение", которое содержится в Божественном имени "Аллах"; согласно последнему человек – это проявление, включающее все проявления. По этой причине говорят, что каждый человек носит в себе Сатану. Так, Пророк сказал: "Своего Сатану я сделал правоверным". Суть этого в том, что Сатана – внутри и вообще не имеет внешнего существования, о чем сказано у Сабзавари:

Раскрытие завесы Величия

Привело к проявлению Гнева,

И как это дуалисты умудрились

Насадить Сатану повсюду?

Некоторые утверждают, что Пророк Бога – проявление Имени "Направляющий" (аль-хади), а Иблис – проявление Имени "Вводящий в заблуждение" (аль-модхелл), Бог же – проявление обоих Имён. Следовательно, Мохаммад исполняет роль проводника, а Иблис – роль сбивающего с пути. Джами объясняет эту двойственность в стихах: