Материя (материальное бытие)

1. Из всех форм бытия наиболее распространенной является материальное бытие.

В философии существует несколько подходов к понятию «материя»:

– материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, первична и представляет собой наличное бытие;

– объективно-идеалистический подход – материя объективно существует как порождение независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

– субъективно-идеалистический подход – материи как самостоятельной реальности не существует вообще, она лишь продукт субъективного, существующего только в виде сознания человека духа;

– позитивистский – понятие «материя» ложно, поскольку его нельзя доказать и полностью изучить при помощи опытного научного исследования.

В современной российской философии утвердился материалистический подход к проблеме бытия и материи, согласно которому материя есть объективная реальность и основа бытия, первопричина, а все иные формы бытия – дух, человек, общество – проявления материи и производны от нее.

2. Движение материи:

возникает из самой материи из заложенных в ней противоположностей, их единства и борьбы;

всеобъемлюще, движется все:

а) идет постоянная работа живых организмов – работает сердце, система пищеварения, осуществляются физические процессы;

б) движутся химические элементы, движутся живые организмы, движутся реки;

в) осуществляется круговорот веществ в природе;

г) постоянно развивается общество;

постоянно, т.е. существует всегда. Прекращение одних форм движения замещается возникновением новых форм движения.

Движение также может быть:

– количественным – перенос материи и энергии в пространстве;

– качественным – изменение самой материи, перестройка внутренней структуры.

3. Материя имеет способность к самоорганизации – созданию, совершенствованию, воспроизводству самой себя без участия внешних сил. Учение о самоорганизации материи получило название синергетики.

4. Материя имеет расположение во времени и пространстве.

По поводу расположенности материи во времени и пространстве философами выдвигалось два основных подхода:

субстанциональный. Сторонники субстанционального подхода (Демокрит, Эпикур) считали время и пространство отдельной реальностью, наряду с материей самостоятельной субстанцией;

реляционный. Сторонники реляционного подхода (Аристотель, Лейбниц, Гегель) воспринимали время и пространство как отношения, образуемые взаимодействием материальных объектов.

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

– время – форма бытия материи, которая выражает длительность существования материальных объектов и последовательность их изменений впроцессе из развития;

– пространство – форма бытия материи, которая характеризует ее протяженность и взаимодействие материальных объектов между собой.

Время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совершается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

5. Время, тем не менее, оказывается более сложной для восприятия категорией, поэтому, кроме упомянутых, существует еще несколько концепций понимания времени:

– статическая концепция: события прошлого настоящего и будущего существуют реально и, в известном смысле, одновременно, а становление и исчезновение объектов – это иллюзия, возникающая в момент осознания того или иного изменения. Различие между прошлым настоящим и будущим здесь то же, что и различие между точками пространства (количественное).

– динамическая концепция: реально существуют только события настоящего времени, тогда как события прошлого и будущего уже или еще реально не существуют.

– циклическая концепция: время движется по замкнутому кругу, периодически возвращаясь к исходной точке. Эта концепция характерна, прежде всего, для мифологических и, отчасти для натурфилософских представлений.

– линейная концепция: предполагает однонаправленное развертывание времени без возвратов и повторений (хотя в некоторых вариантах линейной концепции и предполагается обратимость времени).