Субъектно-объектные отношения познания

Эта тема и мировоззренческая, и эпистомологическая.

Может ли Сократ считаться личностью? Нет. Понятие личность возникает только в рамках христианской культуры.

Только тогда, когда бог-отец, бог-творец трансцендентен (вынесен за мир), то только тогда он может быть субъектом.

Декарт пишет, что целевая детерминация, которая была у Аристотеля, должна быть уничтожена.

Рес когитенс – это субъект. Он дан себе непосредственно.

Декарт научил европейцев самосонанию (cogito ergo sum). Европейская наука с этого начинается. Каким образом? В первом правиле метода декарта есть: 1. Не принимай за истинину ничего, что не было бы отчётливо в сознание, несмотря на отсутствие сомнения у других, то есть удостоверься сам. Это открытие демократического пути запада и подключения всех людей к познания.

Кто пролоббировал философию Декарта? Ответв в «Иезуитский лазутчик».

Метод Декарта стал общим методов для построения просветительского проекта западной цивилизации. Так же как и в СССР все были маркситами, но мало кто читал маркса, так и тогда: все были картезианцамИ, но мало кто читал Декарта по объективным причинам.

Важно возникновение характеристики учёного как естествоиспытателя.

Другой важный шаг – это отказ от субъектности. Это делает Девид Юм в «Трактате о человеческй природе».

Гольбах: Воля – это модификция мозгов.

Кант: трансцендентальное единство аперцепции. Его доказать нельзя, но мы не можем не мыслить этого.

У Канта три ступени познания:

1.

2.

3. трансцендентальная диалектика.

На каждой ступени познания есть своя система априорных форм. Их не получить из опыта. На первой ступени познания – это пространство и время, на второй – 12 категорий науки, а на третьей ступени – это трансцендентальные идеи. Они нам говорят о единстве. У него теологическая, космологическая и психологическая идеи.

Эмпирически соглашается Кант с Юмом.

В 20 веке опять возникает попытка устранить субъекта из процедур познания в рамкха гумнаитарных наук. В первую очередь надо назвать структурализм и одного из его ярких представителей Леви-Стросса.

Фуко тоже считает, что надо освободиться от субъекта («Смерть субъекта»). Часто под эту рубрику подстраивают неверно мысль Барта «Смерть автора».

Отказ от субъекта чреват. Понятно почему они хотели это сделать: точность объяснения, уверенность предсказания, то есть сделать гуманитарные науки как естественные, но это приводит к тоталитаризму, манипуляции сознанием. Поэтому у структурализма и постструктурализма с их подходами есть много критиков. Уже постмодернизм смягчал отношение к субъекту.

Дерида вводит понятие врикалёра– это человек, который конструирует мир из разных подручных средств. Познание для него – это тип игры.

Классические типы рациональности:

1. Иллюминация субъект

Нелассические типы рациональности: субъект уже познаёт мир вместе с собой.

Вот постмодернизм усиливает неклассическую линию рациональности.

Врикалёр может использовать подручные средства при конструировании мира (мифы, религии).

Постмодернизм умирает 11 сентября 2001 года. Он показал свою обратную сторону. Он рождается против тоталитаризма.

Вопрос 30. Проблема истины в научном познании.

(Бучило): Понятие истины в классической, неклассической и постнеклассической науке

По своей сути любое познание есть поиск истины. Это извечная задача человеческого разума. Важнейшим основанием оценки знания является его истинность. Истина - цель, идеал и абсолютная познавательная ценность. Знать - значит располагать достоверной информацией, соответствующей действительному положению вещей. В процессе развития науки складывались классическая, неклассическая и постнеклассическая концепции истины, которые так или иначе опирались на корреспонденсткое, когерентное либо прагматическое определения.

В философии на сегодняшний день можно выделить наличие следующих концепций понимания истины (все они имеют как позитивные, так и негативные стороны):

1. Классическая концепция истины. Концепция соответствия (корреспонденции). Истина - это правильное отражение предмета, процесса в индивидуальном познании. Истина – это соответствие знаний действительности.

2. Когерентная концепция рассматривает истину как соответствие одних знаний другим. Истина – это свойство самосогласованности знаний;

3. Прагматическая концепция. Эта концепция, распространенная в особенности в Америке, говорит, что истиной считается то что полезно для человека. Истина – это полезность знания, его эффективность. Истина – это опытная подтверждаемость.

4. Конвенциальная концепция. Истина - это то, что считает большинство.

5. Экзистенциалистская концепция. Истина есть свобода. Это процесс, в котором мир открывается нам с одной стороны, а с другой стороны человек сам волен выбирать каким способом и как можно познать этот мир.

6. Неотомистическая концепция.«Истина - это божье откровение».

В исторически первой, классической концепции корреспонденции истины под истиной подразумевается соответствие между формами психики (образом, представлением, понятием) и определенным объективным содержанием (свойствами, сущностью объективной действительности). Конкретные формулировки понятия истина в рамках данной концепции даются различные. В наиболее упрощенной форме «истина» трактуется как «правильное, верное (истинное) знание, то есть соответствие нашего знания об объекте (представлений о совокупности его свойств) самому объекту (объективно присущим ему свойствам)». Корреспондентская или классическая концепция истины до сих пор является наиболее распространенной. Её основные положения сформулированы Аристотелем, главное из них сводится к формуле:- истина есть соответствие вещи и интеллекта. В классическом смысле истина - это адекватная информация об объекте, получаемая посредством чувственного и интеллектуального изучения либо принятия сообщения об объекте и характеризуемая с позиции достоверности. Понимание истины как соответствия знаний и вещей было свойственно в античности Демокриту, Эпикуру, Лукрецию. Классическая концепция истины признавалась Фомой Аквинским, Г. Гегелем, К. Марксом и другими мыслителями. Позднее к этому прибавилось понимание истины не только как статичного явления, но и как динамичного образования или процесса.

Когерентная концепция. Когерентность суждений, умозаключений, теорий не является самодостаточным обоснованием их истинности. Любая цепочка суждений, построенных по законам формальной и(или) диалектической логики, в конечном счете, опирается на те или иные исходные понятия, признаваемые априори верными.

Третьим основным подходом к проблеме истины является концепция, в которой критерием истинности выступает практика – прагматическая (от греч. pragmo – дело, действие) концепция истины. Она берет начало в греческой софистике и древней китайской философии. Развивая идеи Чарльза Сандерса Пирса, сформулированные им в работе «Как сделать наши идеи ясными», его ученик и последователь Уильям Джеймс указывает, что обоснованием прагматизма в философии является факт философского плюрализма: «Прагматический метод – это прежде всего метод улаживания философских споров, которые без него могли бы тянуться без конца. Прагматики понимают истину как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели. То есть истинным, по их мнению, является то знание, которое оказывается полезно.

Истина - адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его так, как он существует сам по себе, вне и не зависимо от человека и его сознания; объективное содержание чувственного эмпирического опыта, понятий, идей, суждений, теорий, учений и целостной картины мира в диалектике ее развития.

В идеалистических системах истина понимается как вечно неизменное и абсолютное свойство идеальных объектов, или как согласие мышления с самим собой (теория когеренции), с его априорными формами. По Гегелю, истина есть диалектический процесс развития знания, в котором достигается соответствие понятия предмету мысли.

Общая черта различных концепций истины в современной западной философии - отрицание объективности содержания знания. Признание объективности истины принципиально отличает марксистскую концепцию от прагматических, конвенциалистских трактовок и различных форм релятивизма.

На каждом историческом этапе человечество располагает относительной истиной - приблизительно адекватным, неполным, содержащим заблуждения знанием. Признание относительности истины связано с неисчерпаемостью мира и бесконечностью процесса его познания.

Ещё материал из других ответов:

Проблема истины в философии. Критерии истинности знания.

Проблема истины в философии является одной из наиболее серьезных проблем в гносеологии. Философы спорят о том, что считать истинным? Что есть истина?

Существует 4 уровня понимания, 4 подхода к тому, что такое истина:

1)Онтологический уровень – истина – это истинное бытие, атрибут истинной реальности, к ней можно приобщиться через откровения или развитие специальных знаний и навыков, духовные техники (религиозное понимание , Платон)

2)Логико-семантический уровень – истина – это правильно доказанное с точки зрения позиций языка и формальной логики и также правильно сформулированное положение, тезис.

3)Ценностно-экзистенциальный уровень – истина – это правда, праведность, правота, т.е. соответствие утверждения, поступка, мнения определенным ценностным требованиям культуры, в рамках которой существует человек.

4)Гносеологический уровень – истина – это содержательная научная и философская характеристика человеческого знания. Диалектическое определение истины - Истина - это такое объективное содержание наших знаний, которое удостоверено (доказано) в качестве независимого от субъективно-психологических компонентов, не выходит за границы своей применимости и не претендует на окончательный и завершенный характер.

Существует несколько точек зрения на проблему того, что считать истинным:

1)Классические концепция – истина – это, что соответствует действительности. Аристотель – истина – это соответствие идей человека реальной действительности. Платон – истина – это соответствие представлений человека высшим Идеям, составляющим реальное идеальное бытие. Однако ряд минусов: что такое реальная действительность, верные ли у нас представления о ней? Как в наших представлениях избавиться от субъективного?

2)Априористская концепция – истина уже заложена в человеке (это доопытное, врожденное знание), его надо только припомнить, опираясь на определенные методики (античное знание как припоминание, Кант). И. Кант – Априорное знание истинно (оно н зависит от опыта), апостериорное знание (опытное) зависит, носит случайный характер.

3)Когерентная теории истины – истинно то, что не противоречит уже существующим знаниям в данной области. Т.е. истина должна быть согласована с существующей системой знаний и представлений.

4)Прагматическая концепция истины – истина – это то, что способствует получить некий желаемый результат (Дьюи, Прагматизм).

5)Конвенционалисткая теория истины – истина – это всегда соглашение главное или негласное между участниками познавательного процесса.

6)Экзистенциалистские концепции истины – 1) Истина то, что получено в результате серьезного критического внутреннего анализа с надломом души, 2) Истина – то, что развивает человека, его творческую потенцию раскрывает, 3) Истина – это несокрытость бытия (Хайдеггер), она рядом с нами, ее надо научиться чувствовать.

Критерии истинности знания - это разрешительная процедура, мерило, которое признано определить, является ли что-либо истинным. Разные точки зрения были на этот счет. Секст Эмпирик говорил, что невозможно найти критерий истинности, так как чтобы его определить нужен в свою очередь свой критерий истинности для критерий истинности и так до бесконечности. Марксисты говорят, что критерий истинности – это общественно-историческая практика людей, которая своих успехом или нет свидетельствует об истинности или нет какого-либо тезиса.

Можно выделить три группы критериев истины:

1)Эмпирические критерии. Одним из критериев служит – верифицируемость (метод индуктивной проверки теории экспериментом: если теория подтверждается а каких-то примерах, значит она истинная, однако встает проблема невозможности проверки всех феноменов на предмет соответствия этой теории) другим фальсифицуремость (пробуют опровергнуть теорию, если это не получается, значит она истинная).

2) Логические критерии истины: 1)непротиворечивость (нельзя, чтобы было верно и «А» и «не А»),2)Независимость аксиом (в рамках одной теории аксиомы не должны выводится из друг друга, должен быть внешний аксиоматический фундамент у теории),3)Семантическая полнота теории (все суждения в данной теории должны быть доказаны, а не введены из вне непонятно каким образом), 4) Синтаксическая полнота теории (присоединение к ней произвольного суждения делает ее ложной).

3)Теоретические критерии истины: Внутренняя и Внешняя Когерентность, Критерий простоты теории, Критерий Красоты теории.