Специфика гуманитарного познания. Социальное и гуманитарное познание

(Лекция Шестаковой)Г. Риккерт, «Науки о природе и науки о культуре»: у гуманитарных наук нет собственного названия и предмета → объединяются в «науки о культуре». Немецкая философия: «науки о духе» (Гадамер, «Истина и метод»); этот термин возник при переводе вместо «науки о морали». Россия: «гуманитарные науки», «общественные науки», «социальные науки» - одно и то же, есть проблема их самоидентификации. Вопрос обсуждался в герменевтике, в философии жизни, структурализме (и постструктурализме), постмодернизме, позитивизме (против их выделения), аналитической философии, - предмет гуманитарных наук.

Тенденции:

а) гуманитарные науки как альтернатива естествознанию – ответ позитивизму, который все объединял, 19 – 20 века;

б) попытка описать специфику гуманитарных наук по образцу одной из них – история (19 в., сейчас – в герменевтике Гадамера), лингвистика (структурализм и постструктурализм), этнология (сейчас, в постмодернизме – Деррида, на основании принципа децентрации);

в) построение проектов новой модели науки – социология (Конт, вместо истории, позитивизм), «понимающая социология» (М. Вебер), «описательная психология» (В. Дильтей);

г) современное – избегание оппозиции гуманитарных и естественных наук – еще с позитивизма, сейчас на базе структурализма и постмодернизма, общие понятия для объединения – «текст» и «информация».

Дильтей(1833 – 1911) – Германия. Философия жизни → герменевтика. Описательная психология: исходная установка – есть принципиальная разница между естественными и гуманитарными науками. Задача философа – описать специфику «наук о духе». Отличаются предметом – духовная реальность, жизнь, идеальное и смысл (естествознание интересуется тем, что ощущается). Естествознание: внешние предметы (по отношению к субъекту познания), информация из ощущений → фрагментарная картина (показывает отдельные свойства объекта) → объединение в картину целостного объекта с помощью гипотезы. Науки о духе: предмет – смысл, ощущение смысла, возникающее у субъекта, целостное, внутреннее («переживание» смысла, интуитивное). Предмет – живая связь объектов, переживаемая субъектом, это объединяет гуманитарные науки → методологической базой гуманитарных наук должна стать психология. Два типа психологических исследований: построение по образцу естественных наук («объяснительная психология») или «описательная психология» (исходя из интуитивного состояния субъекта). «Описательная психология»: все люди имеют единую психологическую природу, задача описательной психологии – показать, как из этого возникает многообразие, индивидуальность (количественное, а не качественное различие, формируется в процессе воспитания, образования и т. д.). «Науки о духе» всегда занимались отдельными объектами (естествознание – общими законами) – нации, классы, отдельные люди.

Мишель Фуко: гуманитарные науки связаны со специфическим пониманием человека (с 19 века), до этого гуманитарных наук не было. Эпистема – нормативные коды мышления, формирующиеся с помощью всех наук, этим пользуются люди (~ парадигма). 1) Возрождение, 2) классический рационализм (16 – 18 вв.), 3) современный (с 19 в.). Разница между классическим и современным: в классическом все знание искало порядок, связи, стройность; в современном – отсутствие однородности; три измерения: физико-математические науки, философия (ищет общий принцип) и науку о языке, жизни и производстве; они пересекаются. Гуманитарные науки конкретно нигде не находятся – ни в измерениях, ни в их пересечениях, но часть их отождествляется с третьим измерением. На самом деле это проекция всех измерений: гуманитарные науки имеют дело с человеком каким он себя представляет: живущим, обладающим языком и трудящимся, т. о. гуманитарные науки – это история наук (экономики, лингвистики, биологии и т. д.), то есть история формирования представлений человека, а это с 19 в. Человек – не единственная проблема, при смене эпистемы человек может потерять интерес к себе как к проблеме. Гуманитарные науки берут категории из дисциплин о жизни, труде и языке (→ их часто смешивают), используют в двух вариантах: как образы, чтобы прояснить нечто для себя (понятие из биологии в социологию), или как категории для упорядочения эмпирического материала (из биологии, т. е. о жизни - «функции», «норма», из экономики «конфликт», «правило», из наук о языке – «знак», «система») → снимается проблема научности гуманитарного знания: гуманитарные науки входят в современную эпистему. Фуко - структуралист, но не вписывается.

(Бучило Н.Ф., Исаев И.А.): Разделение науки на соц и гуманитарные. Внутри соц наук появляются дисциплины, исследующ отд соц структуры и виды деятельности, такие как культурология и политология, экономич теория и искусствоведение. Гуманитарные концентрируются вокруг проблемы человека – психология, лингвистика, педагогика. Сегодня происходит процесс дальнейшей специализации, разделение закономерно в силу специфики объекта их изучения. В то же время ни человек не может быть адекватно понят вне социума, ни общество – вне понимания роли человеческого фактора. В связи с этим происходит процесс формирования междисциплинарных исследований.

Традиционные представления сводились к пониманию общества как обособившейся части природы, поэтому использовались методы естественных наук. По мере накопления эмпирического материала, изменения соц отношений, очевидным стало, что общество облад спецификой. Можно утверждать, что нормы и ценности классической науки, приверженной концепции реализма, противоречили специфике соц-гуманит познания. Гуманитарн познание ориентировано на постиж человека, чел духа, культуры. Метод объективного и внешнего описания должен сочетаться с методом его изучения изнутри. Приоритет за постижением смысла: не столько объяснение (как в естественных науках) сколько понимание. Недостаточн явл в гуманитарном познании и описание.

Реализм – универсальный принцип соц философии, приверженцы – Платон, Августин, Гоббс, Кант, Гегель, Маркс, нтуралистическая школа (Конт и Спенсер). Однако его обоснование вызывает опр трудности: лоич следствием реализма явл отрицание роли личности в истории; реализм обосновывает приоритет коллектива, общества; из социологии устраняется само понятие личности, возникает понятие массы, толпы. Номинализм отрицает реальное существование общего, полагая, что общие понятия реально не существуют.

Эмпирический характер соц-гуманит знания, кот проходит путь от фактов к теоретическим обобщениям разного уровня, а от них к законами теориям.

Человек как объект соц-гуманит знания: обладает способностью создания символов (язык – специфич отличие чл от животного); существо деятельное (освоение мира); существо общественное (общ отношения);существо, созидающее самого себя (стаит цели перед собой); существо аксиологическое (оценивает природн и соц явления руководствуясь системой ценностей); уникальное существо (создает себе среду обитания); историческое (сознательно творит свою историю); живое существо.