Рефлексия как способ философского осмысления действительности. Основные черты и структура философского знания

Философия представляет отдельный вид мировоззрения, но это не наука.

Рефлексия - термин, означающий отражение, а также исследование познавательного акта. Термин «рефлектировать» означает обращать сознание на самое себя, размышлять над своим психическим состоянием.

Рефлексия – характерная особенность философского мышления. Э.Гуссерль рассматривал систематически культивируемую в европейской традиции рефлексивную направленность мысли в качестве "теоретической установки" сознания, связывая со становлением данной формы (установки) сознания возникновение философии и науки. Действительно, рефлексия характерна и для науки, и для европейской культуры в целом. Сближение европейской философии и наук имеет свои основания: во-первых, все теоретические науки, прежде чем обрели самостоятельность, развивались в лоне философии; во-вторых, как философия, так и конкретные научные дисциплины стремились к разграничению объективного и субъективного, достоверного и недостоверного в содержании человеческого сознания. Это разграничение требует рефлексии, поэтому теоретическая направленность (установка) сознания может толковаться как систематически практикуемая рефлексия.

Рефлексия является продуктом коммуникации, а теоретический разум - продукт разума коммуникативного. Рефлексия есть один из видов актов сознания, а именно акты сознания, направленные на свое знание. Рефлексию следует отличать от самосознания. Не всякая рефлексия - обращение сознания на свое знание - становится самосознанием. Самосознание есть такая рефлексия, при которой ее предметом становится знание себя.

Рефлексия - размышление личности о самой себе, когда она вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни. Не рефлексируя, человек не может осознать того, что происходит в его душе, в его внутреннем духовном мире. Рефлексия погружает нас в глубину нашей самости. Здесь важны постоянные подытоживания содеянного. Поскольку человек понимает себя как разумное существо, рефлексия принадлежит его природе, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными - от элементарного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своего бытия, его нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира, дурные привычки и т.п. Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде.

Говоря о сознании и самосознании, мы должны оттенить такой их аспект, как сознательность. Что значит сознательный поступок? Поступок обладает качеством сознательности, поскольку он есть выражение умысла, намерения, цели, предвосхищающих результат действия. Нет абсолютной меры сознательности. Масштабы осознания субъектом своей психической деятельности простираются от смутного понимания того, что происходит в душе, до глубокого и ясного самосознания. Сознательность характеризуется прежде всего тем, в какой мере человек способен осознавать общественные последствия своей деятельности. Чем большее место в мотивах деятельности занимает понимание общественного долга, тем выше уровень сознательности. Сознательным считается человек, способный правильно понять действительность и, сообразуясь с этим, управлять своими поступками.

Сознательность - неотъемлемое свойство душевно здоровой человеческой личности. Возможность понимания последствий поступка резко сужена и даже отсутствует полностью у детей, а также у душевнобольных, подчас совершающих действия, поражающие своей нелепостью, а порой ведущие к трагическим последствиям и для личности самого больного, и для окружающих. Больной психике недоступно благоразумие: полная обдуманность действий зиждется только на ясном сознании. Сознательность суть нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на сознании и оценке себя, своих возможностей, намерений и целей.

Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Важно отметить, что рефлексия - это всегда не просто осознание того, что есть в человеке, а одновременно и изменение самого человека, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут. Сама рефлексия над состояниями сознания, над особенностями той или иной личности всегда возникает в контексте сознаваемой или несознаваемой задачи прояснения системы сознания и личности. Когда человек сознает себя как Я с такими-то особенностями, он превращает в устойчивый предмет некоторые до того текучие и как бы "распыленные" моменты своей психической жизни. Человек рефлексивно анализирует себя в свете того или иного идеала личности, выражающего его тип отношения к другим людям. Когда человек анализирует себя, пытается дать отчет в своих особенностях, размышляет над своим отношением к жизни, стремится заглянуть в тайники собственного сознания, он тем самым хочет как бы "обосновать" себя, лучше укоренить систему собственных жизненных ориентиров, от чего-то в себе отказаться, в чем-то еще более укрепиться. В процессе и результате рефлексии происходит изменение и развитие индивидуального сознания.

Имеет отдельный виды: рациональный и иррациональный классы.

Рациональное Иррациональное

Знание I (то, что мы Понимание I

знаем достоверно, т.е.

проверено)

знание = описание Cмысл

[Соотнесением смысла и описания занимается оксеология].

Истина ----- [Русс. философия] -----------------> Переживание

Понятие Символ, знак

Дискурс Интуиция (эмоция)

Разум ------ [совокупность чувств. познания]---> Чувство

Знание II -----------[ВЫВОД]----------------------> Понимание II

Вывод всегда хранит потенцию к новым вопросам, и так – до бесконечности.

На этом базируется любое мировоззрение любого философского течения.

Философия – любовь к мудрости.

Аристотель считал, что мудрость – это единственный способ познания бытия: мудрый человек может хорошо говорить (рациональный аспект) и хорошо делать (иррациональный аспект).

В совр. понимании мудрость – это здравый, комплексный взгляд на мир. Человек пытается осуществить выход из субъективности и изучить предмет как по частям, так и в совокупности одновременно (обыденное знание элементов, научное, религиозное, эстетическое).

Целостность в философском знании:

1. Поиск единства мира в его предельных элементах (приведение многообразия к единообразию, к единому образу) -----> Поиск мироздания единых законов (в античности – первоматерию, сейчас – единые законы бытия) -----> Структурирование как средство поиска единства мира.

2. Попытка постичь явление мира в предельно общих связях, в предельно общих границах бытия, в пределах сочетания сущности и человеческого смысла.

3. Целостность обеспечивается познанием сущности, а не явлением.

4. Универсальный категориальный синтез, т.е. философия не суммирует знания конкретных наук, она их обобщает и синтезирует философское знание.

Синтез находит обобщенные явления и через категориальный аппарат ныряет в философскую сущность.